Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

На перекрестке судеб: Ф. Шаляпин и С. Рахманинов

rahmaninov

13 февраля в 1873 году родился Русский оперный и камерный певец Федор Иванович Шаляпин, который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. А 20 марта 2023 года в России отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, русского композитора, пианиста, дирижёра.

К 150-летию великих музыкантов представляем издание «На перекрестке судеб», подготовленное сотрудниками библиотеки.


На перекрестке судеб : Шаляпин и Рахманинов 2023 / Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека ; составитель О. И. Калинина. – Екатеринбург : Свердловская областная межнациональная библиотека, 2023. – 60 с. : цв. ил. – Текст : электронный. 


Друзья мои, прекрасен наш союз!

Надеюсь, ещё долго будем вместе.

И прежде повторить я не боюсь.

В кругу друзей намного интересней.

Два гения, прославившие Россию и русскую музыку, чье искусство составило целую эпоху в русской и мировой культуре, два художника, чьи имена навсегда останутся в памяти потомков, два гениальных современника, связанные совместным творчеством и прекрасной, светлой дружбой, прошедшей через всю жизнь.

Оба были многогранно, фантастически одарены от природы: Рахманинов – гениальный композитор, пианист, дирижер.

Шаляпин - гениальный певец, замечательный художник, график, скульптор, поэт, переводчик, писатель.

Оба прекрасно отзываются друг о друге:

«Моя дружба с Шаляпиным - это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний всей моей жизни».

(Рахманинов).

«Как композитор, Рахманинов - воплощение простоты, ясности и искренности…

Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить не «Я пою», а «Мы поём» …» (Шаляпин).

Дружеские союзы творческих людей, не связанных формальными обязательствами, порой длились очень долго, всю жизнь, как случилось и в судьбах Рахманинова и Шаляпина, хотя сравнивая их, поражаешься их несхожести. Сравнивая двух русских гениев, певица Ю.С. Фатова-Бакалейникова отметила: «Шаляпин – динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов – сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл». Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой».

Федор Иванович прекрасно чувствовал себя в любой компании;

Сергей Васильевич не любил «толпы», сторонился надоедливых, бестактных.

У певца душа была «нараспашку», в нем бродили соки волгаря-бунтаря; композитор раскрывался только перед близкими ему людьми, в нем текла кровь русского интеллигента.

В начале девятисотых годов в квартире писателя Н. Д. Телешова каждую среду собирался кружок молодых в то время писателей, только что входивших в известность, таких как Вересаев, Серафимович, Бунин, в их числе был и молодой Горький. Заинтересовался кружком и Шаляпин.

«Вспоминается один осенний вечер 1904 года, совершенно исключительный по впечатлению, – впоследствии писал Н. Д. Телешов. – Меня внезапно известили, что сегодня вечером у меня будут гости, и много гостей: приехал в Москву Горький, обещал приехать Шаляпин, будут петербуржцы и многие товарищи, которые все уже извещены и приедут непременно. Действительно, к вечеру собралось немало народу. А Шаляпин, как только вошёл, сейчас же заявил нам шутливо:

– Братцы! Петь до смерти хочется!

Он тут же позвонил по телефону и вызвал Сергея Васильевича Рахманинова, и ему тоже сказал:

– Серёжа! Возьми скорее лихача и скачи на «Среду». Петь до смерти хочется. Будем петь всю ночь!

Рахманинов вскоре приехал. Шаляпин не дал ему даже чаю напиться. Усадил за пианино – и началось нечто удивительное. Это было в самый разгар шаляпинской славы и силы. Он был в необычайном ударе и пел действительно без конца. На него нашло вдохновение. Никогда и нигде не был он так обаятелен и прекрасен, как в этот вечер»…

Сергей Васильевич был учителем Шаляпина в области теории музыки. В автобиографии Фёдор Иванович писал о своём наставнике:

«Он отличный артист, великолепный музыкант и ученик Чайковского, он особенно поощрял меня заниматься Мусоргским и Римским-Корсаковым. Он познакомил меня с элементарными правилами музыки и даже немного с гармонией. Он вообще старался воспитать меня».

Это «воспитание» потребовало от Рахманинова известной настойчивости и упорства, поскольку «Федя» не всегда был достойно прилежен. Но тем не менее усилия его не пропали даром: гениальный ученик оказался достоин гениального учителя.

Шаляпин преклонялся перед Рахманиновым. При виде своего наставника внешне и внутренне подтягивался, верил ему безоговорочно: «Что Серёжа скажет – то закон». Встречи проходили в доме Рахманиновых, где Шаляпин был «свой человек». Репетировали всё, что стояло в программе певца: романсы, арии, русские народные песни. Дружба Рахманинова и Шаляпина была плодотворной для обоих.

Рахманинов, бесспорно, оказал на развитие великого баса большое влияние. С другой стороны, общение с Шаляпиным было необыкновенно плодотворным и для самого Рахманинова. Он подготовил в 1916 году эскизы русских песен «Через речку, речку быструю», «Ах, ты Ваня», «Белелицы, румяницы вы мои», которые закончил в эмиграции. Можно сказать, что они оба оказывали влияние друг на друга.

Фотография: https://images11.graziamagazine.ru/upload/img_cache/56d/56d9ba8fc16075276bb59f7245bde73f_ce_1000x701x0x0_cropped_1000x524.jpg

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области