logo4site 0

vk  fb fb  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Народное искусство: сибирские промыслы и ремесла

tobolsk rezba po kosty01

Народные промыслы – особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия ручной работы.

Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Познакомимся с некоторыми видами северного прикладного искусства.

Плетение из бересты

2Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Предметы из бересты легко вошли и в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам берестяные изделия являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одним из исконно сибирских ремесел всегда оставался берестяной промысел.

Береста своей гибкостью и теплым цветом вдохновляла мастеров из многих регионов. Резкие перепады температур, сослужили хорошую службу мастерам по бересте. Из-за температурных скачков сибирская береста намного эластичнее.

3Берестяные изделия Якутии

Якуты издревле делали из коры березы посуду, занавески и даже целые берестяные жилища – урасы. Но расцвет промысла пришелся на XIX век, когда бытовые изделия сменились на декоративные поделки: шкатулки для рукоделия, разнообразные туесы и табакерки. Их украшали тиснением, тонировкой, узорными прошивками из черного конского волоса, ажурной прорезью. Чаще всего применялись орнаментальные мотивы, хотя на некоторых работах встречаются и целые сюжеты на тему якутского быта, природы или сказок.

В Томской области производством изделий народных художественных промыслов занимаются более полутора тысяч ремесленников и народных умельцев. Одним из традиционных видов ремесел является художественная обработка дерева и бересты.

Алтайские обереги из кедровой щепы

18Коренной народ Горного Алтая издревле занимался обработкой металлов и резьбой по дереву. Благодаря особым верованиям в духов и шаманизму в культуре ценились изделия-обереги. К середине ХХ века традиционные ремесла почти угасли, но их возрождение началось с 1990-х годов. Сегодня тут работает мастерская «Кезер». Ее название на алтайском языке означает «резной» – так местные жители называли древние резные изваяния из камня в долинах Алтая. Мастера «Кезера» создают из дерева лаконичные обереги, талисманы, футляры для комусов (варганов), предметы интерьера. В работу идет редкий материал: кедровая щепа и томленая лиственница. Чтобы получить щепу со всеми естественными выемками и живописными трещинами, мастер раскалывает кедровую чурку на заготовки, стараясь сохранить рельеф расщепа. Поэтому создание фигурки – всегда импровизация, художник каждый раз подстраивается под дерево с неповторимыми линиями расщепа.

Плетение из соломы

1 18Иркутская область богата сельско-хозяйственными угодьями, поэтому солому раздобыть здесь довольно просто. Удивительно, но плетение из этого доступного природного материала до сих пор не самое популярное занятие. К примеру, на прошедшей юбилейной выставке «Оникса» изделия из зелёной и золотистой соломки привезли представители всего двух районов – Черемховского и Нижнеудинского.

Изделия из соломы мастериц из старинного села Бельск Черемховского района восхищают. Этим мастерством на профессиональном уровне в Приангарье владеют только 2 мастера: Светлана Бронникова и Тамара Потылицына. Заниматься соломоплетением рукодельницы начали 17 лет назад, самостоятельно изучив книгу белорусского автора Ольги Лобаческой. Вначале они освоили схемы плетения, плоское и объемное. Первыми работами были цветы. Дальше женщины начали пробовать себя в соломенной скульптуре. С объемными фигурами работать оказалось гораздо интереснее. Мастера ездят на заготовку соломы в поле с августа до середины сентября, имея главный инструмент – серп. В плетении больше подходит пшеничная и овсяная солома, а рожь сеют дома и убирают ее, когда она еще зеленая. Солому сушат, разложив на полу, столах и лавках. Затем ее связывают в снопы и развешивают на стенах, где она и хранится. Для работы берется только верхняя часть стебля соломы. Сам колос пшеницы, овса или ржи тоже находит свое применение в изготовлении и украшении скульптур и картин.

Количество времени, необходимое на изготовление соломенной скульптуры, зависит от сложности и размера изделия. Маленькую фигурку можно сделать за две недели, а на выставочную работу уходит от одного месяца и больше. В Бельском доме народного творчества регулярно проводятся мастер-классы, и желающих всегда в достатке.

Резная кость Таймыра

Таймыр – самый северный полуостров России. Историк Михаил Бронштейн предполагал, что косторезный промысел зародился здесь столетия назад: о давности традиции говорит разнообразие инструментов, с помощью которых умельцы обрабатывали кость уже в начале ХХ века. Тут пользовались различными ножами, зазубренными резцами и даже специальными циркулями с шипами или плоским лезвием с выступами. В музеях сохранились столетние образцы аккуратнейших орнаментов на кости: их наносили на пластины для упряжи хынак и костяные календари паскаалы. Во второй половине ХХ века традиция чуть было не угасла из-за упадка оленеводства, но сегодня промысел возрождают новые мастера. В 1996 году тут открылась учебно-производственная мастерская, которая вдохновила художников обмениваться опытом с другими регионами.

1 23Таймырский Дом народного творчества был создан 30 апреля 1963 года. Это многоликий интернациональный коллектив, член ассоциации «Народные художественные промыслы России».

Изделия таймырских косторезов привлекают внимание богатством художественных приёмов: объёмная резьба, рельефная резьба, резьба на проём, гравировка, тонировка. В одних работах основным изобразительным средством является пластика, сочетания объёмных масс, в других доминирует линия, графическое начало. Многоликость таймырского косторезного искусства наших дней свидетельствует о мастерстве народных художников, о присутствии в их произведениях личностного, индивидуального начала.

Камнерезное искусство Тувы

1 25Традиции тувинской обработки камня уходят корнями к «звериному стилю» скифов, степным каменным изваяниям и быту кочевников, когда из камня вырезали детские игрушки в виде животных, украшения и амулеты. Нынешний промысел известен с XIX - начала XX века. Особенно славятся мастера деревни Кызыл-Даг. Ее окрестности богаты мягким камнем агальматолитом, который тувинцы называют «чонар даш» – «камень, который можно резать». Из него создают лаконичные статуэтки, чернильницы и даже печати. Животных изображают в профиль, людей – анфас. Совершенно особое место в тувинской резьбе занимают шахматы. Они совсем не похожи на европейские. Например, ферзь арзылан считается самой сильной фигурой и поэтому изображается сказочным чудовищем. Слон, который может переходить сразу на много клеток, ассоциируется с выносливым верблюдом, пересекающим длинные тувинские степи. Коня тут изображают не в половину фигурки, а полностью на четырех ногах. Вместо короля же выступает благородная дама в изысканных одеждах. Цвета камня подбираются классические: темный чонар даш – для черных фигур, все его оттенки светлого – для белых.

Коллекция тувинской резьбы по камню из 158 предметов (50 фигур и трех комплектов шахмат) 25-ти авторов входит в состав четырехтысячного фонда декоративно-прикладного и народного искусства Государственного художественного музея Алтайского края.

Керамика

Искусство художественной керамики считается едва ли не самым древним в мире. Изготавливать из обожженной глины необходимые в быту предметы люди начали еще за 29-25 тысяч лет до нашей эры. И практически сразу, научившись создавать глиняные изделия, мастера стали их украшать, придавать им индивидуальность и собственный характер.

1 10Художественная керамика в России – это удивительный продукт, в котором очень плотно связаны старинные традиции и современный мир.

Керамическое изделие народных промыслов – в той или иной степени ручная работа. Каждый предмет отличается друг от друга, и в каждой тарелочке или фигурке есть частица души мастера, его мысли и эмоции.

Художественная керамика занимала и занимает в настоящее время значительное место в творчестве современных художников-прикладников и мастеров народных художественных промыслов.

На данный момент керамика занимает третье место по объему товаров на рынке народных художественных промыслов в России.

Например, на Байкале есть летняя школа керамики. Это прекрасная возможность погрузиться в процесс творчества, поучиться керамике у профессиональных художников, создать и увезти с собой керамические арт-объекты.

В настоящее время в Канском краеведческом музее проходит выставка «Сибирская керамика». Выставка представляет лучшие образцы художественной керамики Сибири и содержит более 120 произведений 30 керамистов из Красноярска, Иркутска, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Тайги и других сибирских городов. Выставка представляет круг основных тенденций современной керамики – от максимально абстрактных до предельно реалистических.

Кунгурская керамика

6Древний гончарный промысел, которым зародился в городе Кунгуре более 300 лет назад, и современное производство, которое сохраняет и возрождает древние промыслы и в XXI веке, выпускает посуду по старинным рецептам.

Гончарный промысел зародился в Кунгуре в XVII веке. Гончары изготавливали простые и необходимые в крестьянском быту вещи: корчаги, кринки, горшки. О Кунгурских горшках упоминает в 1790 году Александр Радищев. Расцвет гончарного промысла пришелся на вторую половину ХIХ века. Кроме гончаров-одиночек и артелей, возникают фабрики и заводы. Первую фабрику глиняной посуды открыл купец Иван Аксёнов в 1847 году.

Сегодня ООО «Кунгурская керамика» является хранителем древнего промысла. Предприятие делает посуду по старинным крестьянским рецептам, в ней нет глазури и добавок. Такая посуда сохраняет полезные качества продуктов, которые в ней находятся. Процесс изготовления такой посуды отличается от современных технологий. Технологию «экологической посуды» нашли в старых книгах и воссоздали.

Изюминкой технологии экологической посуды стало молочение – вымачивание в молоке после сушки и обжига. Такие предметы пахнут молоком, а вид имеют «под дерево». Чем выше жирность молока, тем более темный оттенок можно получить. Также ее покрывают специальным составом из пчелиного воска и льняного масла. Посуда получается с шероховатостями – следами от рук мастера. Мастера делают дойники для молока, горчичники – для студня, корчаги для зерна и баклаги – для вина, а также урыльники – для умывания.

Кунгурская керамика неоднократно получала награды профильных выставок, включена в список «100 лучших товаров России».

Эвенкийские ковры кумаланы

Коренные народы Восточной Сибири издавна обрабатывали мех и кожу. Из оленьих шкур эвенки составляли особые ковры в технике меховой мозаики – кумаланы. Предшественниками кумаланов были попоны для ездовых оленей: их расстилали под жесткие седла, чтобы защитить 1 14нежный хребет животного. Позже меховые изделия стали частью домашнего интерьера. Большие ковры встречали гостей в передней части чума, маленькие – покрывали вьюки и служили сиденьями. Кумаланы бывают разной формы. Сегодня самый распространенный вариант – круг, символизирующий долгожданное на Севере солнце. Традиционной была и форма, похожая на песочные часы. Такие коврики шили из двух или четырех шкурок с оленьего лба. Изделия отделывали белым камусом – шкурой с голени животных. Белый цвет считался редким и дорогим, так как большинство северных оленей серо-коричневого окраса. Большинство узоров эвенки заимствовали из окружающей природы. На одежду и предметы быта переносили то, что видели вокруг. Так возникли самые распространенные орнаменты: иекэр – «рога оленя», удякар – «следы зверьков», дюкар – «чумики» и другие. Орнаменты кумаланов в основном геометрические, они основаны на контрасте темного и светлого. Промысел живет и сегодня, изделия продаются в качестве панно и даже настенных часов.

В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранится 12 кумаланов.

Бурятское плетение из конского волоса

7В Бурятии по сей день сохраняется плетение ковриков таар из конского волоса (иногда с добавлением козьей шерсти). Конский волос – жесткий по фактуре материал, зато изделия из него прочны и долговечны: из него делали вожжи, рыболовные сети, мешки. Чтобы создать традиционный таар, сырье очищают сначала стиральным порошком, а затем шампунем. После этого волос скручивают в нити и плетут изделие. Мастерицы не красят материал. Плавные переходы от светлого к темному получаются из естественного цвета конского волоса. Узоры обычно лаконичны: квадраты, параллельные линии, прямо­угольники, зигзаги. Встречается и любимый бурятский мотив – орнамент «рога барана». Он считается символом процветания. С ХХ века промысел обогатился гобеленами из конского волоса: мастерицы даже сплели занавес площадью 100 квадратных метров и весом около тонны для Бурятского театра драмы.

Ткачество

8Существует множество текстильных техник, которые позволяли создавать изделия из нити и волокна. К ним относится ткачество, вязание, кружевоплетение, чуть позже – ковроткачество.

Народное творчество мастериц-рукодельниц проявилось в создании пестрядей и узорных браней с многообразным цветовым рисунком. Вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь употреблялась на рубахи, юбки, фартуки.

Яркими красками, изяществом рисунка отличались брани – скатерти узорного тканья. Нарядными были скатерти, вытканные на льняном утке бумажными нитками разных цветов, преимущественно геометрическим рисунком. Края скатертей часто украшались кистями. Излюбленными цветами народных мастеров оставались красный, синий, зеленый, коричневый всех оттенков, употреблялись желтый и лиловый. Узорчатые брани ткали из пяти – шести различных тонов.

Яркой красочностью, декоративностью отличались стеновые, полотенца, которые вешали около икон в «красном» углу, в округ портретов, зеркал. Переселенцами были занесены в Сибирь из Черниговской губернии рушники с красными орлами и рушники квитками, вышитые яркими цветами. Основной орнамент дополнялся изображением четырехугольников, полос, звезд. В узорах полотенец типичные украинские мотивы, способ зашивания узором значительной части предмета прослеживаются по всей Сибири, вплоть до Амура.

Кроме вышитых, народные мастерицы ткали стеновые полотенца. Эти полотенца выполнены техникой закладного ткачества изо льна с шерстью. На кирпично-красном фоне искусная рука мастера расположила узор из полос различной ширины, заполненных геометрическим орнаментом.

Вышивка

9Вышивка – один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён. Первые узоры на ткани вышивали красными нитками, шов был двусторонний – одинаково на лице и изнанке. Объемными многослойными узорами украшали одежду из льна, церковные облачения, предметы быта.

Вязание

1 8Вязание – это не только богатый выбор пряжи, моделей, узоров. Это разнообразие техник.

Существует множество сообществ, объединяющих всех желающих научиться вязать в разной технике. Одно из них возглавляет народная мастерица Инна Леонидовна Орлова – научит, подскажет, поможет советом по выбору материала. Для удаленных учениц, которые хотят начать постигать премудрости вязания, проводит видео мастер-классы. Здесь и игрушки, и одежда, и вещи, создающие уют дома.

Умельцев региона интересуют разные виды вязания, в том числе необычный способ вязания «на вилке». Вязание на вилке – это техника вязания крючком на специальном инструменте – вилке. Это толстая проволока, согнутая в виде английской буквы U, на которую определенным образом надеваются петли, с помощью крючка они провязываются, создавая определенный узор, напоминающий косу.

Интересно, что создание изделия занимает в данной технике немного времени, потому что эти полосы становятся основой для своеобразного конструктора: «миньярдизы» просто связываются между собой.

С помощью этой техники можно связать множество вещей, особенно эффектно выглядят длинные вещи: шарфы, кардиганы, шали и платья. Можно попробовать связать салфетки, скатерти и другие текстильные изделия.

10Кроме крупных изделий, в технике вязания на вилке получаются отличные украшения: браслеты и броши.

Новое направление в технике вязания картин – «Панкроше» разработала Семиколенова Ольга Васильевна. Особенностью этого универсального метода вязания является использование отдельных нитей при смене цвета (без образования узлов), что позволяет выполнять изделия любой сложности по рисункам, схемам для вышивок и схемам после обработки фотографий, иллюстраций.

Кроме того, популярно в регионе валяние из сухой и мокрой шерсти, бисероплетение, создание народного костюма.

Куклы

1 12У бурят есть поверье, что куклы способны изменить жизнь человека, поскольку они несут особую энергетику, которой их заряжает мастер.

Любое творение настоящего художника может изменить вашу жизнь, уверена Саяна Шухэртуева – член Союза художников России, лауреат международных фестивалей и премий. Её произведения хранятся в фондах Музейно-выставочного центра Забайкальского края, музеях и частных коллекциях России, Франции, США. Ведь это воплощение его внутреннего мира, частица его души. Каждая кукла художницы неповторима. На каждой – свой знак очень древнего орнамента, имеющего еще дошаманское происхождение.

Кукол Саяна делает из разных материалов. Она признаётся, что легче всего поддаётся кожа, ей достаточно просто придать форму и объем. Материалом также могут служить деревянные болванки. Однако рог – это самый любимый материал, несмотря на то, что технология его обработки очень сложна: заготовку нужно чистить, выскабливать, шлифовать, обрезать лишнее, затем дезинфицировать и удалять неприятные запахи. И все же каждый рог неповторим, имеет уникальный рисунок, который заставляет художника творчески думать. Остаётся лишь добавить недостающие линии.

Лоскутная кукла

11Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Первоочередная задача славянской народной куклы – привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» – две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги. Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

12Музее сибирских промыслов и ремесел – Доме мастеров – уникальные экспонаты расскажут гостям об истории традиционных мужских (кузнечное и кожевенно-сапожное дело, гончарство, художественная резьба и деревообработка, бондарство, бортничество и художественная роспись) и женских (вязание и пошив одежды, ткачество и плетение на коклюшках, прядение и ковроткачество) ремеслах жителей Сибири. В мастерских музея можно своими руками изготовить памятный сувенир, став участником интерактивных занятий и мастер-классов.

Сегодня, как и во всех регионах России, в Кузбассе поставлена задача возрождения народных промыслов. Условно можно выделить три главных центра развития берестяного промысла в Кузбассе: Мариинск, Прокопьевск и Кемерово.

13В Новокузнецке возрождают традиционные русские ремёсла: бондарское ремесло; кузнецкие матрёшки, которую называют «живой народец».

В «Центре ремёсел и промыслов» в городе Мариинске налаживается производство расшитых валенок. Одним из наиболее развитых видов декоративно-прикладного искусства в настоящее время является лоскутное шитье.

На основе народных традиций возникла в 80-х годах XX века Кемеровская роспись подносов.

Кузнечное дело возрождается по всей территории Кемеровской области. Возрождаются и другие промыслы: ручное ткачество и плетение поясов – это древнейшее ремесло, которое считается искусством; в Яйском районе мастера делают сувениры из соломки; в Юрге занимаются резьбой по дереву.

Чтобы сохранить народные промыслы, в городе Кемерово открыт Губернаторский техникум народных промыслов.

Современные мастера бережно продолжают традиции своих предшественников, сохраняя уникальные стили народного творчества.

Иркутская региональная общественная организация «Союз мастеров народного искусства «Оникс» проводит Байкальский международный фестиваль «Хоровод ремесел на земле Иркутской», ставший ежегодным, в котором принимают участие лучшие мастера-профессионалы и юные подмастерья Иркутской области, регионов России. В программе проходят мастер-классы, выставки декоративно-прикладного искусства, выступление национальных коллективов, конкурсы песни, танцев и демонстрация национальных костюмов, национальные игры и забавы.

В знак уважения ко всем творцам, причастным к делу развития и популяризации художественных промыслов нашей страны, был создан отдельный праздник.

Праздник будут ежегодно отмечать в предпоследнее воскресенье июня. В 2023 году День народных художественных промыслов придется на 18 июня.

 

Литература:

14Иванова-Айтыына, Г. Н. Өбүгэ үгэһин утумнаан / Г. Н. Иванова-Айтыына ; А. Н. Баишев, Нь. Е. Ябловская ойуулара. – Дьокуускай : Бичик, 2017. – 63 с. : цв. ил. – Текст на якутском языке. – ISBN 978-5-7696-5254-7. – Текст : непосредственный.

Галина Иванова – Айтыына «Өбүгэ үгэһин утумнаан» кинигэтин болҕомтоҕут киинигэр тутаргытыгар ыҥырабыт. Кинигэ ааҕааччыны өбүгэбит умнулла быһыытыйбыт олоҕун-дьаһаҕын, үгэстэрин, сиэрдэрин-туомнарын билиһиннэрэр. Оҕону бэрт кыра сааһыттан норуот ураты тыыныгар биһиктээн иитиигэ бу бастыҥ кинигэ.

15Мандар Уус. Узоры и орнаменты саха = Саха ойуута-бичигэ : [альбом] / Мандар Уус ; автор идеи Ин. М. Андросов ; перевод на русский язык: Л. С. Борисова [и др.] ; рисунки Б. Ф. Неустроева-Мандар Уус ; фотографии Ин. М. Андросова, А. А. Николаевой. – 3-е издание, с изменениями. – Якутск : Айар, 2021. – 249 с. : ил., цв. ил. – (Үйэ бастыҥ кинигэтэ). – Текст на якутском и русском языках. – ISBN 978-5-7696-6326-0. – Текст : непосредственный.

Иллюстрированный альбом составлен из образцов якутской орнаментики, представляющих собой этнографический материал XVIII - нач. XX вв., воспроизведенных известным народным мастером Б.Ф. Неустроевым-Мандар Уус в течение сорока лет из старинных якутских изделий – национальной одежды, женских украшений, домашней и хозяйственной утвари, строений и из рассказов очевидцев – знатоков фольклора. В нем впервые воедино собраны орнаментика по дереву, бересте, серебру, узоров шитья народа саха. Это уникальное издание отражает самобытность якутского прикладного искусства, пропагандирует национальное культурное наследие, преемственность, прививает вкус и чувство прекрасного. Издание приурочено к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов в 2022 году.

16Мир саха: народное искусство = Саха эйгэтэ: норуот аймньыта = The World of the Sakha: Folk Art / [авторы-составители С. В. Никифорова, И. В. Покатилова ; перевод на якутский язык Н. А. Ефремовой ; перевод на английский язык Е. В. Захаровой]. – Якутск : Бичик, 2014. – 237 с. : ил., цв. ил. – Текст на русском, якутском и английском языках. – ISBN 978-5-7696-4344-6. – Текст : непосредственный.

Вниманию читателей предлагается книга об уникальном народном искусстве саха (якутов) – самого северного тюркоязычного народа, адаптировавшего свою культуру к условиям сурового края. Отбор материала ориентирован на традиционные формы, которые в сознании современных якутов обрели статус классических образцов национального искусства.

Широкому кругу читателей впервые предлагается возможность познакомиться с уникальными экспонатами музеев Республики Саха (Якутия).

Павлова, Н. Г. Вязание в национальном стиле / Н. Г. Павлова-Баайыына. – Якутск : Бичик, 2019. – 46 с. : цв. ил. – (Золотые руки). – ISBN 978-7-7696-5641-5. – Текст : непосредственный.

20В книге даны вязаные изделия в национальном стиле. Некоторые модели и узоры снабжены схемами орнаментов и пошаговыми описаниями процесса вязания, благодаря которым любая мастерица научится выполнять различные узоры, как простые в исполнении, так и отличающиеся своей оригинальностью.

 

Источники:

Российская Федерация. Президент (2018 - ; В.В. Путин). О Дне народных художественных промыслов : указ Президента РФ от 17.06.2022 № 384. – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206170018?ysclid=l9jr5qixbw439070649 (дата обращения: 22.10.2022).

Анна Самар о традиционной нанайской вышивке. – Текст : электронный // Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов : [сайт]. – Якутск. – 2022. – 21 марта. – URL: http://simekh-sakha.com/nanayskaya-vyshyvka/ (дата обращения: 26.10.2022).

Бактус/шаль крючком. Мастер-класс .Простой и красивый узор. – Фильм вышел в 2022 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=NXZQF1riPwY (дата обращения: 22.10.2022).

Барлас, Т. Кунгурская керамика / Татьяна Барлас. – Текст : электронный // Живое наследие : [сайт]. – 2019-2022. – URL: https://livingheritage.ru/brand/permskij-kraj/kungurskaya-keramika (дата обращения: 26.10.2022).

Бондарева, Л. А. Народные промыслы Кузбасса / Людмила Алексеевна Бондарева. – Текст : электронный // Альманах педагога : [сайт]. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=879 (дата обращения: 26.10.2022).

Бронштейн, М. Резная кость Таймыра / Михаил Бронштейн. – Текст : электронный // GoArctic : [сайт]. – 2019. – 4 апр. – URL: https://goarctic.ru/society/reznaya-kost-taymyra/?ysclid=l9iaxpp7ns681195342 (дата обращения: 11.10.2022).

Выборнова, П. Вязание на вилке: осваиваем необычную технику / Полина Выборнова. – Текст : электронный // Мир Вышивки : [сайт]. – 2019. – 11 янв. – URL: https://blog.mirkrestikom.ru/knit-vjazanie-na-vilke-osvaivaem-neobychnuju-tekhniku/ (дата обращения: 11.10.2022).

Галеева. Д. Вместо гжели и хохломы. Чем сибирские промыслы привлекают иностранцев? / Дарья Галеева. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [сайт]. – 2015. – 3 дек. – URL: https://irk.aif.ru/culture/loskutnoe_priangare_osobennosti_narodnyh_promyslov_s_sibirskim_ottenkom?ysclid=l95js0czg723033872 (дата обращения: 11.10.2022).

Галеева. Д. Прошлое в кружевах. Какие народные промыслы Приангарья могут кануть в лету? / Дарья Галеева. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [сайт]. – 2015. – 21 окт. – URL: https://irk.aif.ru/culture/proshloe_v_kruzhevah_kakie_narodnye_promysly_priangarya_mogut_kanut_v_letu (дата обращения: 11.10.2022).

Гончарик, Н. П. [Коллекция тувинской резьбы по камню] / Н. П. Гончарик. – Текст : электронный // Культурное наследие Тувы : [сайт]. – 2022. – 25 апр. – URL: https://kntuva.ru/2022/04/25/к-году-культурного-наследия-народов-р/ (дата обращения: 11.10.2022).

Дом мастеров. – Текст : электронный // Тюменское музейно-просветительское объединение : [сайт]. – URL: https://tiamz.ru/home-rus/muzej-sibirskikh-promyslov-i-remesel.html?ysclid=l9pglipceu118316235 (дата обращения: 26.10.2022).

Домашние ремесла. – Текст : электронный // Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова : [сайт]. – Хакасия. – URL: https://hnkm.ru/khakasia/traditsionnaya-kultura/domashnie-remesla (дата обращения: 26.10.2022).

Достояние республики: гобелены из конского волоса. – Текст : электронный // Байкальские сказки : [сайт]. – 2022. – URL: http://baikal-tales.ru/traditions/crafts/30189/ (дата обращения: 26.10.2022).

Изделия народного художественного промысла. – Текст : электронный // Национальный туризм : [сайт]. – URL: http://www.russia-open.com/regions/sibirian/tomsk/Suveniri/2016/09/27/Izdeliya-narodnogo-hudozhestvennogo-promysla.phtml?ysclid=l9pjqihd1t462011032 (дата обращения: 26.10.2022).

Иркутская региональная общественная организация «Союз мастеров народного искусства «Оникс» : [сайт]. – Иркутск. – URL: https://onix-irk.ru/ (дата обращения: 11.10.2022). – Текст : электронный.

Исаева, Н. Сказители и ремесленники. Как зарождалось творчество у телеутов и шорцев? / Наталья Исаева. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [сайт]. – 2016. – 10 нояб. – URL: https://kuzbass.aif.ru/culture/skaziteli_i_remeslenniki_kak_zarozhdalos_tvorchestvo_u_teleutov_i_shorcev?ysclid=l9pju5k0e976325406 (дата обращения: 26.10.2022).

Кимеева, Т. И. История народного искусства : учебное пособие / Т. И. Кимеева ; Кемеровский государственный университет культуры и искусств ; Кемеровский государственный университет. – Текст : электронный // Файловый архив для студентов. Studfile.net : [сайт]. – URL: https://studfile.net/preview/2912019/ (дата обращения: 25.10.2022).

Кузнецкая матрешка в фондах Новокузнецкого краеведческого музея. – Текст : электронный // Новокузнецкий краеведческий музей : [сайт]. – Новокузнецк. – URL: https://nkmuseum.ru/index.php/kollektsii/tematicheskie-kollektsii/kuznetskaya-matreshka?ysclid=l9pl8udgej805715231 (дата обращения: 26.10.2022).

Куклы-обереги на Руси. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/55036/kukly-oberegi-na-rusi?ysclid=l9jpvzj0as846246450 (дата обращения: 11.10.2022).

Мастер-класс: Вышивка подшейным волосом оленя. – Текст : электронный // Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов : [сайт]. – Якутск. – 2022. – 21 марта. – URL: http://simekh-sakha.com/vyshyvka/ (дата обращения: 26.10.2022).

Маякова, О. Народные промыслы России : Цветные росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны / Оксана Маякова. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Спецпроекты. – URL: https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/?ysclid=l9i491k3d9771013013 (дата обращения: 11.10.2022).

Миронова, Е. 8 необычных техник вязания / Евгения Миронова. – Текст : электронный // Мир Вышивки : [сайт]. – 2019. – 10 сент. – URL: https://blog.mirkrestikom.ru/knit-8-neobychnykh-tekhnik-vjazanija/ (дата обращения: 11.10.2022).

Нарынбаев, К. Народный промысел. Как участники омского фестиваля видят своё ремесло / Кирилл Нарынбаев. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [сайт]. – 2022. – 7 авг. – URL: https://omsk.aif.ru/society/narodnyy_promysel_kak_uchastniki_omskogo_festivalya_vidyat_svoyo_remeslo?ysclid=l9pjbmb53u565314204 (дата обращения: 26.10.2022).

Наследие народных мастеров Сибири. – Текст : электронный // Живой Журнал : [сайт]. – 2013. – 9 нояб. – URL: https://ru-travel.livejournal.com/26616951.html?ysclid=l9foxctaez370052867 (дата обращения: 11.10.2022).

Промыслы по керамике. – Текст : электронный // Комсомольская правда : [сайт]. – Проект «Самобранка». – URL: https://www.kp.ru/samobranka/narodnye-promysly/promysly-po-keramike/?ysclid=l9iez4re6j832020638 (дата обращения: 11.10.2022).

Семиколенова Ольга Васильевна. – Текст : электронный // Туристический портал Новосибирской области : [сайт]. – Новосибирск. – 2016. – 5 нояб. – URL: https://turizm.nso.ru/ru/content/semikolenova-olga-vasilevna (дата обращения: 26.10.2022).

Традиционные технологии росписи по дереву у коми старообрядцев Удорского района Республики Коми. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/objects/2971/tradicionnye-tekhnologii-rospisi-po-derevu-u-komi-staroobryadcev-udorskogo-raiona-respubliki-komi (дата обращения: 11.10.2022).

Уэленская косторезная мастерская. – Текст : электронный // Созвездие мастеров : [сайт]. – URL: http://master-expo.ru/uchastniki/u-lenskaya-kostoreznaya-masterskaya (дата обращения: 25.10.2022).

Фотогалерея: Фестиваль национальных культур Дальнего Востока «Лики наследия». – Текст : электронный // Еженедельник «Молодой Дальневосточник» : [сайт]. – 2016. – 17 сент. – URL: https://khabarovsk.md/news/print:page,1,4315-fotogalereya-festival-nacionalnyh-kultur-dalnego-vostoka-liki-naslediya.html (дата обращения: 26.10.2022).

Художественный мир Сибири: Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века. – Текст : электронный // Художественный мир Сибири : [сайт]. – 2015. – 13 сент. – URL: https://museumsrussian.blogspot.com/2015/09/xix-xx.html (дата обращения: 11.10.2022).

Чиров, К. Делая куклу, делай добро. Игрушки забайкальской художницы помогают людям / Константин Чиров. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [сайт]. – 2014. – 8 апр. – URL: https://irk.aif.ru/society/delaya_kuklu_delay_dobro_igrushki_zabaykalskoy_hudozhnicy_pomogayut_lyudyam?from_inject=1 (дата обращения: 11.10.2022).

Шедевры из соломы от мастериц из Бельска. – Текст : электронный // Байкальская Сибирь : [сайт]. – 2021. – 1 марта. – URL: https://baikalgo.ru/journal/shedevry-iz-solomy-ot-masteric-iz-belska/?ysclid=l9ia6jtmum618332411 (дата обращения: 11.10.2022).

Эвенкийский кумалан. – Изображение (неподвижное ; двухмерное) : другое средство доступа : электронное // ARTEFACT – гид по музеям России с технологией дополненной реальности : [сайт]. – URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/evenkiyskiy-kumalan?ysclid=l9idi49pos324847712 (дата обращения: 11.10.2022).

 

 

mkrf2

mkso