Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ЭпосART: Урал-батыр

p06

Для большинства народов, населяющих обширную территорию Российской Федерации, эпос являлся первой и, длительное историческое время, единственной трибуной народной мысли. В нем сосредоточивались народные представления о прошлом и будущем, в нем отразилось и шлифовалось мироощущение, чаяния и мечты народа.Памятники эпической поэзии народов мира представляют различные эпохи развития человечества. Если сказания о Гильгамеше и героический эпос древней Иидии «Махабхарата» вышли из глубин веков до нашей эры, то – армянский эпос о сасунских храбрецах сложился в IX веке, а киргизский «Манас», калмыцкий «Джангар» и героическая поэма «Кёр-оглы» были созданы в гораздо более близкое от нас время.

Отдаленные друг от друга, эти страницы истории мировой эпической поэзии тем не менее содержат ряд художественных универсалий, ряд общих черт повествования, таких, как потрясающие поединки богатырей с драконами, дивами-змеями и другими чудовищами, или обрисовка богатырских коней, чудесное рождение героев, сказочное добывание богатырских доспехов. И вместе с тем каждый эпос своим идейно-художественным содержанием удивительно оригинален и неповторим, как самобытна историческая жизнь народа и неповторима эпоха, в которой зародился данный памятник.

Это особенно очевидно при сопоставлении эпических сказаний, содержащих идентичные сюжетные компоненты. В сказаниях о Гильгамеше и башкирском героическом эпосе «Урал-батыр» имеются, например, следующие сходные линии: герой башкирского эпоса, так же как и Гильгамеш, обладает сверхмогучей физической силой; он, так же как и Гильгамеш, уничтожает архистрашных чудовищ и, наконец, Урал-батыр, так же как и Гильгамеш, отправляется па поиски бессмертия, идя навстречу фантастическим опасностям. Эти древние сюжетные универсалии как бы выдвигают на одну эстетическую плоскость памятники словесного искусства, отдаленные друг от друга тысячелетиями. Между тем идейно-художественные концепции сказаний о Гильгамеше и об Урал-батыре не только не сходны, но и резко противоположны. Гильгамеш хлопочет о личной славе, он ищет бессмертия для себя; Урал-батыр же совершает свои подвиги, движимый желанием спасти людей от смертельных испытаний. Гильгамеш не смог открыть тайну бессмертия; Урал-батыру «открылась» эта тайна: спасенная им от гибели белая лебедь, оказавшаяся дочерью Солнца, в знак благодарности, показывает богатырю путь к живой воде – источнику бессмертия. Но древний старик, олицетворяющий, очевидно, мудрость народа, открывает герою другую «тайну» – о том, что подлинное бессмертие человека не в его долголетии.

Главный мотив эпоса «Урал-батыр» гласит: человек сильнее всех сущих; добро непобедимо... В вавилонском эпосе звучит другая мелодия: все зависит от бога. Бесстрашный исполин Гильгамеш кончил жизнь, оплакивая свое бессилие перед капризами богов. В вавилонском эпосе ни один герой не доводит до конца своего дела, – после первых успехов они или гибнут, или смиряются.

Сопоставление этих поэтических памятников, разделенных многими столетиями, несомненно, показывает своеобразие этапов развития человеческой истории. Образ Гильгамеша – обобщенное выражение процесса выделения личности из коллектива, его самоутверждения. Образ Урал-батыра отображает другой виток спирали развития человеческой истории, когда, наоборот, личность, индивидуум, обретает силу в коллективе в заботах о его судьбе.

geroi eposПетросян, А. А. О героическом эпосе народов Советского Союза : [вступительная статья] / Арфо Петросян. – Текст : непосредственный // Героический эпос народов СССР. – Москва : Художественная литература. – 1975. – (Библиотека всемирной литературы. Серия первая ; Т. 13). – С. 5-28.

burangulovПервые записи эпоса «Урал-батыр» были сделаны Мухаметшой Бурангуловым (1888-1966) в 1910 году из уст сэсэнов Габита Аргын баева (1856-1921) и Хамита Альмухаметова (1861-1921). По словам Мухаметши-сэсэна, легендарные исполнители эпического кубаира виртуозно владели кураем и были талантливыми певцами. Габит-сэсэн обучился исполнительскому мастерству у легендарного сэсэна Ишмухамета Мырзакаева. М. Бурангулов, неоднократно гостивший в 1910-1920 гг. у Габит-сэсэна, кроме «Урал-батыра» записал также эпические памятники «Идель и Яик», «Акбузат», «Хары-мулла», «Кусякбий и Бабсак-бий», «Тамъян», «Батырша», «Карасакал», «Салават».

История эпоса «Урал-батыр» имеет еще одну версию. Ее записал известный ученый-филолог Ахнаф Харисов от жителя города Троицка Челябинской области Исмагила Рахматуллина. Отдельные мотивы этого эпоса встречаются фольклористам до сих пор.

Всемирно известный башкирский эпос «Урал-батыр» изучался многими учеными и продолжает изучаться поныне.

«Урал-батыр» – мифологический эпос. Миф – не только украшение его, но и основа, и материал. Произведение сквозь мифологическую призму описывает возникновение новой жизни человечества после двух пережитых им всемирных потопов, рассказывает о новом расселении людей, о переходе от охоты к скотоводству, о завоевании жизненного пространства, о борьбе с темными силами. Человек здесь еще не отделен от природы. Описываемые события наглядно об этом свидетельствуют. Урал-батыр одерживает победу над повелителями сил зла Азракой и Катилом; женится на красавице Хумай – дочери Солнца и небесного владыки Самрау; породнившись с богами, он выполняет роль мифического героя и даже демиурга (творца миров), когда из тел поверженных драконов и Азраки творит он высокие горы, а в финале его собственное тело превращается в гору Урал, богатую сокровищами; расплескав живую воду, он спасает мир и дарит ему вечную жизнь; сама способность многих персонажей перевоплощаться (сын Азраки Заркум превращается то в рыбу, то в водяную крысу, то в змею, Хумай – в лебедя, Айхылу – в утку) с точки зрения мифологического мышления преподносится не как сверхъестественное, а как обычное явление.

В эпосе «Урал-батыр» есть общие с мировыми эпическими сюжетами и мифами мотивы, образы, идейно-тематические параллели. Если одни из них близки генетически, другие – типологически, третьи – связаны с тесным общением этносов или же возникают по законам архетипов.

Например, культ коня существовал у многих народов. Мифы народов мира по-разному объясняют процесс одомашнивания этого животного человеком. Происхождение коня по традиции в башкирских эпических сказаниях «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Акхак-кола», «Кара-юрга» и в мифах других народов связывали со стихией воды. Но в эпосе «Урал-батыр» Акбузат прилетает с небес. Однако, в сущности, в мировой мифологии небо – это та же река, мировой океан. Египетский бог солнца Ра плывет по небу на золотой лодке. Поэтому, хотя появление Акбузата с неба довольно необычно, но все же не выходит за традиционные рамки.

В мировой мифологии есть понятие «древо мира». На вершине его сидят птицы, символизирующие солнце и луну, посредине – рогатый скот, внизу – змеи, мыши и т. д. В башкирской мифологии словосочетание «древо мира» не встречается. Но эпос «Урал-батыр» сохранил понятие о нем. Небесный владыка Самрау и его жены Солнце и Ауна обитают на «верхнем этаже» «древа мира»; Урал-батыр, его мать Янбика и отец Янбирде живут посередине; Шульген, Заркум, Азрака обитают в подземном подводном мире – в самой нижней части «древа мира».

В мифологии многих народов встречается понятие «райский остров». У башкир, как и у тюрков, персов и арабов, – «райский сад». Урал-батыр повстречал старика, который обрел бессмертие, испробовав живую воду, и мучается от этого. Старик называет этот мир садом. Говоря о том, что украшением мира-сада является добро, он имеет в виду райский сад. Схватка Урал-батыра с быком царя Катила напоминает подобные эпизоды из шумерского эпоса о Гильгамеше, иранского мифа об Ахримане, ирландского эпоса о Донне Куальнгене, огузского эпоса «Деде Коркут» о хане Бугасе, киргизского эпоса о Манасе. Видимо, победа над быком в мифологии народов служит своеобразной оценочной мерой силы и мощи богатыря. Как и все перечисленные герои, Урал одерживает победу над быком, но, в отличие от других, не убивает его, а делает покорным слугой человека, выступая, таким образом, в роли демиурга.

Философская сущность эпоса «Урал-батыр» – раскрытие смысла жизни и смерти, утверждение вечности природы и людского племени. Урал-батыр задается вопросом: «Почему жизнь на земле ограничена, а что, если убить саму Смерть, можно ли добиться вечной жизни?». И герой находит секрет решения этой проблемы: нужно лишь испить из источника живой воды. Разумеется, прежде ему предстоит преодолеть множество препятствий. Батыру придется истребить множество драконов и их повелителей. Без этих подвигов нельзя и представить себе героя эпоса.

Мотив поиска секрета вечной жизни на земле – международный. Однако общность мотивов не означает общности их по существу. Другие герои ищут бессмертия для себя, в отличие от них Урал-батыр с самого начала вступает в борьбу за вечную жизнь всего человечества.

Урал призывает все живое, всех зверей и птиц уничтожить «оставшуюся в одиночестве Смерть». Но батыр не ограничивается желанием сделать бессмертными всех живущих, он мечтает воскресить и всех умерших.

Встреча Урал-батыра со стариком, который тысячу лет живет, страдая от своего бессмертия, дает ему возможность понять, как следует поступить. Герой приходит к пониманию того, что вечная жизнь на земле заключается не в личном бессмертии людей, а в вечном обновлении природы, в последующих поколениях, в потомках. Урал-батыр приходит к осознанию этого философского понятия и приводит его в действие: отказавшись обрести личное бессмертие, он опрыскивает землю волшебной водой.

Урал-батыр, стремясь воплотить идею вечной жизни на земле, становится по своим деяниям в ряд богов – Тэнгри.

Все башкирские эпические произведения, в том числе и «Урал-батыр», богаты историко-бытовыми, национально-этнографическими чертами. В эпосе «Урал-батыр», прежде всего, привлекает внимание отражение древних охотничьих ритуалов наших предков: перед охотой Янбирде и Янбика пьют кровь хищника, хранящуюся в сосуде, – и к ним переходит сила этого зверя.

Башкирский обряд поливания водой сухой земли и обливания друг друга имеет по своей семантике, да и по своему назначению, одну цель: это призыв к Богу с молитвой о дожде.

В эпосе «Урал-батыр» этот архаичный обряд описан в эпизоде жертвоприношения молодых девушек: их бросают в колодец, из которого брали воду, когда обмывали только что родившегося Катила. Далее в эпосе этот обычай трансформируется в эпизод, когда Урал-батыр окропляет все вокруг живой водой.

В мировой мифологии широко известны мотивы сотворения суши, нахождения страны. В эпосе «Урал-батыр» эти мотивы реализованы очень своеобразно. По основной версии, суша возникает там, где промчался Урал-батыр на крылатом коне Акбузате, а горы – там, где батыр сложил тела поверженных драконов. Даже после смерти герой продолжает творить: его могила превращается в величественную гору Урал, а его кости превращаются в ценные металлы (по другой версии). Имена сыновей Урал-батыра: Яик, Идель, Нугуш и Сакмар – сына Шульгена носят крупные реки Башкортостана, берущие начало с Уральских гор.

Эпос «Урал-батыр» составляет важную часть мирового эпоса и мифологии, пронизан идеей общечеловеческой судьбы, спасения жизни на земле. Но вместе с тем, этот эпос возник в конкретном месте, в конкретной этнической среде. «Урал-батыр» неразрывно связан со своей родной землей и страной, той страной, которую сотворил сам Урал-батыр.

В народном творчестве понятие «страна» равнозначно понятию «народ». Перед смертью Урал-батыр обращается к людям:

Слушай, страна!

Народ мой, особо обращаюсь к тебе:

……………………………………………..

Зло в попутчики не берите.

Не посоветовавшись, не делайте ничего.

Сыновья мои, к вам слово мое:

На землях, что очистил я,

Счастье найдите для людей,

Будет битва – возглавьте [войска],

Благоустраивайте страну для людей,

Славными батырами станьте вы,

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его,

Младшего чтите за молодость [его],

Не лишайте совета [своего].

……………………………………………...

А всем вам вместе так скажу:

Пусть добро станет вашим конем,

Человек – пусть будет имя вам.

Не уступайте дорогу злу,

Не сторонитесь добра!

zelenУрал батыр : башкорт халык эпосы / инеш мәкәлә һәм аңлатмалар авторы, яуаплы мөхәррире Әхмәт Сөләймәнов = Урал-батыр : башкирский народный эпос / перевод с башкирского – Ахияр Хакимов ; автор предисловия и комментариев, ответственный редактор – Ахмет Сулейманов = Ural Batyr / translated from Bashkir by Zoekhrae Ae. Raekhimova ; Foreword Translated by Rimma Q. Shaejbaekova ; English Translation Edited by Bulat T. Ghaeniev. – Уфа : Китап, 2005. – 295 с. : ил. – Текст на башкирском, русском и английском языках. – ISBN 5-295-02266-8. – Текст : непосредственный.

Эпос «Урал-батыр» – уникальное сокровище устно-поэтического творчества башкирского народа, относящегося к числу древнейших аборигенов Уральских гор – каменного пояса Евразии. Произведению присущи как известные в мировой культуре общие типологические черты архаического эпоса, так и своеобразный этнический колорит.

Это знаменитое творение доныне публиковалось на башкирском, русском, турецком, венгерском, финском, абхазском языках; на английском языке в подстрочном переводе издается впервые. Английский перевод с башкирского языка осуществлен с сохранением этнографических и стилевых особенностей оригинала.

 

bordoУрал-батыр : башкирский народный эпос = Урал батыр : башкорт халык кобайыры = Ural-batur : bashkort Folk Epic / Российская академия наук, Уфимский научный центр, Институт истории, языка и литературы, Республика Башкортостан, Академия наук ; [проект, вступительная статья, подготовка текста Ф. А. Надршиной ; переводчики: Г. Г. Шафиков (с башкирского на русский язык), С. Г. Шафиков (с башкирского на английский язык) ; художник З. Г. Гаянов]. – 2-е издание, стереотипное. – Уфа : Информреклама, 2005. – 465 с. – Парал. загл. также на башк. и англ. яз. – Текст парал. на рус., башк. и англ. яз. – Библиогр.: с. 464 (4 назв.) – ISBN 5-94780-065-9. – Текст : непосредственный.

Книга содержит оригинал и художественный перевод на русский и английский языки одного из величайших памятников мировой культуры – башкирского героического сказания.

 

belayaУрал-батыр : башкирский народный эпос : [для сред. и ст. возраста ; перевод с башкирского Газима Шафикова ; подготовка текста, редакция, предисловие, комментарии Мухтара Сагитова ; редактор Ю. Андрианов ; иллюстрации В. Дианова, А. Дианова]. – Уфа : Башкирское книжное издательство, 1981. – 159 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

«Урал-батыр» относится к разряду героических сказаний, созданных на основе древних мифологических представлений и быта башкир. Он является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры башкирского народа.

 

naborУрал батыр : башкорт халык эпосы / [баш һүз Ә. М. Сөләймәнов ; башкортсанан тәржемәһе Ә. Х. Хәкимов] = Урал-батыр : башкирский народный эпос / [автор вступительной статьи А. М. Сулейманов ; перевод с башкирского А. Х. Хакимова]. – Уфа : Китап, 2013. – 285 с. – Текст на башкирском и русском языках. – ISBN 978-5-295-05844-8. – Текст : непосредственный.

Урал батыр : башкорт халык эпосы / [баш һүз Ә. М. Сөләймәнов ; башкортсанан тәржемәһе З. А. Рәхимова] = Ural Batyr : bachkir Folk Epic / [foreword by Ae. M. Soelaejmaenov ; translated from the Bashkir by Z. Ae. Raekhimova]. – Уфа : Китап, 2013. – 285 с. – Текст на башкирском и английском языках. – ISBN 978-5-295-05845-5. – Текст : непосредственный.

Урал батыр : башкорт халык эпосы / [баш һүз Ә. М. Сөләймәнов ; башкортсанан тәржемәһе Р. К. Fарипов] = Oural Batyr : poésie épique bachkir / [auteur de la préface A. Souleymanov ; traduit en fancair par Garipov R. K.]. – Уфа : Китап, 2013. – 285 с. – Текст на башкирском и французском языках. – ISBN 978-5-295-05846-2. – Текст : непосредственный.

Эпос «Урал батыр» – уникальное сокровище устно-поэтического творчества башкирского народа, с древнейших времен населявшего Уральские горы – каменный пояс Евразии. Произведению присущи как известные в мировой культуре общие типологические черты архаического эпоса, так и своеобразный этнический колорит.

 

korobUral-Batyr : bashkir folk epic / перевод с башкирского Z. Raekhimova ; автор предисловия R. Shaejbaekova. – Уфа : Китап, 2007. – 223 p. – На английском языке. – ISBN 978-5-295-04397-0. – Перевод заглавия: Урал-батыр. – Текст : непосредственный.

buharovaБухарова, Г. Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» : когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ / Г. Х. Бухарова. – Уфа : Вагант, 2010. – 351 с. – (Уфимская книга). – – ISBN 978-5-9635-0149-8. – Текст : непосредственный.

Монография посвящена исследованию башкирского народного эпоса «Урал-батыр» как фольклорно-речевого дискурса. Особое внимание уделяется рассмотрению семантического пространства и смысловой структуры текста эпоса и описанию мифопоэтической картины мира, представленной данным текстом. Такой аспект анализа осуществляется на основе современного когнитивно-дискурсивного и концептуального подхода к изучению текста, позволяющего рассмотреть текст сквозь призму языковой, фольклорной и мифопоэтической картины мира.

 

berienБөрйән хазинаһы / Башҡортостан Республикаһы, Мәҙәниәт министрлығы, Республика халыҡ ижады үҙәге, Юғары профессиональ белем биреү федераль дәүләт бюджет мәғариф учрежденияһы «М. Аҡмулла исемендәге башҡорт дәүләт университеты», Башҡорт әҙәбиәте һәм мәҙәниәте кафедраһы, Фольклор үҙәге. – Өфө : [б. и.], 2014 – Перевод заглавия : Жемчужины Бурзяна.

Кн. 1 : Башҡорттоң Бөрйән һәм Ҡыпсаҡ ҡәүемдәре биләмәһе һәм Шүлгән (Йыҡысыҡҡан) күле, Шүлгәнташ мәмерйәһе менән бәйле «Урал батыр» һәм «Иҙел менән Яйыҡ» ҡобайырҙары / [автор проекта, предисловия и комментариев, составитель словаря А. М. Сулейманов]. – 2014. – 194 с. – Текст на башкирском языке. – ISBN 978-57159-0701-1. – Перевод заглавия: Народные эпосы «Урал-батыр» и «Идель и Яик», связанные с малой родиной башкирских племен Бурзян и Кипчак, озером Шульген (Йылкысыкканкуль) и пещерой Шульганташ.

 

 

 

 

Урал батыр : по мотивам башкирского народного эпоса : анимационный фильм / автор сценария Зухра Буракаева ; режиссёр Виталий Мухаметзянов ; композитор Урал Идельбаев ; студия «Аманат» ; перевод эпоса на русский язык Газима Шафикова и Айдара Хусаинова ; текст читает Ильдар Гафаров. – Фильм вышел в 2013 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=1SxHYuGMnCw (дата обращения: 19.03.2021).

В поисках Акбузата : по мотивам башкирского народного эпоса «Урал-батыр» : научно-популярный фильм / сценарист Шаура Шакурова ; режиссёр Рияз Исхаков ; студия «Р. И. Продакшн». – Часть I. – Фильм вышел в 2006 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // Rutube : [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://rutube.ru/video/9b21c62c7c8c0a82808838ecaebbef84/?ref=newsearch (дата обращения: 19.03.2021).

В поисках Акбузата : по мотивам башкирского народного эпоса «Урал-батыр» : научно-популярный фильм / сценарист Шаура Шакурова ; режиссёр Рияз Исхаков ; студия «Р. И. Продакшн». – Часть II. – Фильм вышел в 2006 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // Rutube : [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://rutube.ru/video/26111f4abbca9af7ccefe120ab589f68/?ref=newsearch (дата обращения: 19.03.2021).

К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России на студии «Р. И. Продакшн» снят научно-популярный фильм «В поисках Акбузата» по мотивам башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Сюжетная линия картины – поиски мифического коня Акбузата. В основе первой части фильма – две истории – мифическая и научная. На фоне отснятых уникальных уголков природы Башкортостана рассказывается о возникновении Уральских гор, всемирном потопе, пещере Шульган-таш, подземных водах Башкортостана с погружением в них дайверов.

Во второй части зрители увидят глубины таинственного озера Яктыкуль и Йылкысыккан, побывают на водопаде Атыш, понаблюдают за жизнью обитателей подводного мира, познакомятся с археологическими находками, которые многие тысячелетия хранила река Агидель.

В создании фильма принимали участие ведущие ученые республики: фольклористы, лингвисты, геологи, палеонтологи, биологи, спелеологи, карстологи, археологи, историки и водолазы, благодаря которым впервые в РБ были осуществлены подводные кинематографические съемки.

 

Урал-Батыр : башкирский эпос «Урал-Батыр» на русском языке / в прозаическом изложении от Айдара Хусаинова. – Текст : электронный // Уфа-Гид : [сайт]. – Уфа, 2014-2021. – URL: https://ufa-gid.com/history/epic-poetry/ural-batyr.html (дата обращения: 19.03.2021).

Урал-Батыр : башкирский эпос «Урал-Батыр» на русском языке / в прозаическом изложении от Айдара Хусаинова. – Текст : электронный // Национальная литература : [блог]. – Уфа, 2012. – URL: https://husainov.com/content/%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80 (дата обращения: 19.03.2021).

Земля героев. Башкирский эпос Урал-батыр. – Текст : электронный // Новости Уфы и Башкортостана на сегодняшний день : информационно-развлекательный портал. – 2020. – 1 февр. – URL: https://newsbash.ru/society/interesting/2375-zemlya-geroev-bashkirskiy-epos-ural-batyr.html (дата обращения: 19.03.2021).

Самый известный батыр в самой древней легенде : «Урал-батыр» – памятник башкирской словесности, один из древнейших эпосов на Земле / Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан ; автор-составитель Р. Ф. Газизов. – Текст : электронный // ГУП РБ Башкирское издательство «Китап» им. Зайнаб Биишевой : [сайт]. – Уфа, 2019. – URL: https://kitaplong.ru/ural-batyr (дата обращения: 19.03.2021).

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области