Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Литература Республики Башкортостан

Литература Республики Башкортостан

Фольклор

Персоналии

Периодические издания

Литературная карта Республики Башкортостан

Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Ранняя башкирская художественная литература восходит к булгарскому периоду, древнебулгарским поэтическим памятникам. Характерным ее образцом является поэма «Кисса-и Юсуф» Кол Гали, созданная в XIIIв. Романтический сюжет о любви Зулейхи к Юсуфу в своей основе восходит к классической восточной литературе.

Тюркоязычная литература Урало-Поволжья, сложившаяся в булгарский период XII–XIII вв., характеризовались устойчивостью жанров, определенной структурой произведений, канонизированной системой сюжетных, композиционных черт, форм стихосложения. Складывались основы нормативной поэтики, тесно связанной с древнетюркской поэтикой и традициями литератур Востока. Зародился литературный язык «тюрки», ставший затем общелитературным языком тюркоязычных племен большого ареала. Образовалась единая литературная система региона Урало-Поволжья.

В XIII-XIV веках, в период формирования башкирской народности и совершенствования ее языка на кыпчакской основе, на обширной территории Золотой Орды широкое развитие получила так называемая кыпчакская литература на языке «тюрки». Так, дастаны «Хосров и Ширин» (1341–1342) Котби, «Мухаббатнаме»(1353–354) Хорезми, «Джумджума солтан»(1369–1370) Хусам Катиби, «Китабы бит тюрки Гульстан» (1391-1393) Саифа Сараи и другие классические произведения, имеющие единую художественную систему, общий литературный язык, стали поэтическими памятниками узбеков, казахов, татар и башкир.

Башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладают традиционные жанры – газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика.

Несмотря на постепенное становление и формирование национальных литератур, татарская и башкирская литературы до середины XIX в. сохраняли и развивали в себе многие общие региональные черты. Эти черты были очень устойчивы. Они в некоторых своих архаических, консервативных формах продолжались в творчестве М. Кулуя (XVII в.), Тажетдина Ялсыгула (XVIII в.), Утыз Имяни, Абельманиха Каргалы, Гали Сокроя (XIX в.).

Присоединение Башкирии к Русскому государству в середине XVI века явилось переломным этапом в культурном развитии башкирского народа. Усилилась консолидация народа, открылась широкая перспектива тесной связи и творческого взаимодействия с прогрессивной русской культурой. Башкирская литература начинает складываться как самобытное национальное искусство слова.

В поэзии, наряду с общими региональными признаками, появляется национальная «территориально-географическая» тематика, связанная с Уралом, с жизнью и бытом башкир, усиливается связь с устно-поэтическим творчеством, возникают новые жанры, поэтические формы, присущие лишь башкирской поэзии.

Самым характерным в развитии башкирской поэзии данного периода является ее тесное взаимодействие с фольклором. Фактически зародившаяся и развивающаяся на почве народного творчества письменная поэзия демократического характера и ранее испытывала его благотворное воздействие. Так, в XII–XVI столетиях, характеризуемых борьбой башкирских родов и племен против татаро-монгольских завоевателей и различных ханств, а также процессом формирования народностей, патриотические по содержанию, народные по духу, фольклорные и литературные произведения переплетались еще более тесно. Произведения такого типа, как «Последний из рода Сартаев», творчество древних мастеров искусства слова – йырау – определили демократическую направленность башкирской литературы. В XV–XVI вв. из устной коллективной литературы выделяются имена и индивидуальные творения Хабра-йырау, Асан-Кайгы, Казтуган и других, популярных не только среди башкир, но и среди казахов, каракалпаков и ногайцев.

Затем на историческую арену выходят башкирские сэсэны Кубагуш (XVI в.), Карас (XVII в.), Баик (XVIII в.) и другие, чьи имена и поэтическое наследие сохранила память народа.

Среди рукописных памятников XVI–XIX вв. особое место занимают башкирские шежере – родословные. В больших по объему письменных шежере племен юрматы, кыпчак, табын, усерген своеобразно сочетаются фольклорные и литературные начала. В шежере хроника башкирского племени нередко переплетается с яркой летописью исторических событий, преданий и легенд, описанием жизни и деятельности тех или иных исторических личностей. Так, в шежере племени Усерген прославляется основоположник рода Муйтан. Он предстает как эпический герой кубаиров, его сыну Усергену, внукам, правнукам дана краткая и меткая поэтическая характеристика.

После крупных башкирских восстаний XVIII в., особенно после Крестьянской войны 1773 - 1775 гг., царское самодержавье, окончательно убедившись в невозможности подавления освободительной борьбы башкир только огнем и мечом, с большим усердием взялось за идеологическое оружие. Так, например, открытие вУфе по указу Екатерины II в 1789 году Духовного собрания российских мусульман во главе с муфтием положило начало широкой пропаганде идеологии ислама в Башкирии и Поволжье. Край наводнили религиозные книги, что оказало влияние на художественную литературу.

В результате в первой половине и середине XIX века в башкирской и татарской литературе преобладают религиозно-мистические произведения суфийского толка. Именно в этот период из среды башкир вышли поэты- суфии, такие как Тажетдин Ялсыгул Аль-Башкорди (1767 - 1838), Менди Кутуш Кыпсаки (1761 - 1849), Абельманих Каргалы (1784 - 1824), Хибатулла Салихов (1794 - 1867), Шамсетдин Заки (1825 - 1865) и Гали Сокрой (1826 - 1889).

История культуры и литературы Башкортостана второй половины XIX века характеризуется ориентацией на русскую прогрессивную культуру, усилением в поэтических произведениях светских и просветительских идей и мотивов, связанных с жизнью башкир. Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали писатели М. Уметбаев и М. Акмулла

Возникновение и развитие революционно - демократического направления башкирской литературы связано в первую очередь с именем и творчеством Мажита Гафури (1880 - 1934). За ним в литературу вступили Сафуан Якшигулов (1871 - 1931), Даут Юлтый (1893 - 1938), Шайхзада Бабич (1895 - 1919)и многие другие.

Башкирская литература за годы ХХ века выросла до прекрасной реалистической поэзии, многоплановых романов и драматургии различных жанров. Дело, конечно, не только в обогащении современной башкирской литературы всеми видами и родами поэзии, прозы и драматургии, выработанными в мировом художественномразвитии. Она становится все богаче по своему идейному содержанию и по тем конкретным подходам к художественному решению их, которые представляют большой интерес и для других народов. Такие романы, как «Кровь» Д. Юлтыя, «Кудей» и «Побежденный омут» И. Насыри, «Иргиз»X. Давлетшиной, «Фундамент» С. Агиша, «Лебеди остаются на Урале» и «Я не сулю тебе рая» А. Бикчентаева, «Солдаты без погон»X. Гиляжева, трилогия З. Биишевой «Хроника одной семьи», «Кинзя» Г. Ибрагимова, «Плач домбры» и «Кожаная шкатулка» А. Хакимова, а также многие рассказы и повести башкирских писателей известны далеко за пределами республики.

Творчески осваивая и синтезируя лучшие поэтические традиции, башкирские поэты Г. Салям, Б. Бикбай, Р. Нигмати пришли к новаторскому осмыслению и воплощению национально самобытных черт башкирской поэзии. На этой основе сложились современные национальные традиции. Творческая зрелость современной башкирской поэзии нашла яркое выражение в творчестве М. Карима, Н. Наджми, Р. Бикбаева и др.

Список рекомендованной литературы

История и культура Башкортостана : хрестоматия / сост. В. С. Мавлетов. – Уфа : ГУП «Уфимский полиграф комбинат», 2003. – 384 с. - Текст : непосредственный.

Литературы народов России. XX век : словарь /[отв. ред. Н. С. Надъярных]; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 2005. – 365 с.- Текст : непосредственный.

Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII – XIX вв.) [Текст] / А. И. Харисов. – 2-е изд, доп. – Уфа: Китап, 2007. – 344 с.- Текст : непосредственный.

Источник: Цветы курая: классики и современники башкирской литературы : дайджест / сост. И. С. Лукашина ; Свердл. обл. межнац. б-ка. – Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/413/ck.pdf (18.02.2020). - Текст : электронный.

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области