Увлекательно и трезво о хмельном

Выставка «Увлекательно и трезво о хмельном» рассказывает о культуре пития и застолья в традициях разных народов. Вино как пищевой продукт имеет столь же давнюю историю, как и злаковые культуры. Наряду с молочными продуктами оно стоит у колыбели человеческой цивилизации. Древние говорили, что молоко — вино младенцев, вино — молоко старцев. Умеренное потребление алкоголя повышает уровень липопротеинов высокой плотности (жиров, предотвращающих развитие атеросклероза). Вред же больших доз алкоголя очевиден. Еще Авиценна писал, что немного вина — лекарство, много — смертельный яд. Вся проблема лишь в том, чтобы не переступать грань между разумным и чрезмерным потреблением спиртного, помня знаменитый рубай О. Хайяма:

Запрет вина — закон, считающийся с тем,
Кем пьется и когда, и много ли и с кем,
Когда ж соблюдены все эти оговорки
Пить признак мудрости, а не порок совсем.

К алкоголю в нашей стране особое, трепетное отношение. Квасы, меды, наливки и медовухи — все эти слабоалкогольные напитки занимали прочное место в русском застолье задолго до появления заморских вин и водок. На стол ставили «пойлицу», из которой напитки черпались «пойками» — прообразом современных рюмок. Перед каждым из сидящих ставилась «куска» — тарелка с разными закусками. Празднества и застолья всегда были долгими. «Пойлица», чтобы не обидеть хозяев, всегда пилась до дна. Умение сказать тост высоко ценилось. Даже существовал специальный человек — «сказник». Он садился по правую руку от главы стола и в изящной форме озвучивал его мысли. Особо важный тост пился до дна. Под него полагалось ставить «донницы» — глубокие стаканы похожие на узкую вазу. Существовало несколько обязательных тостов: «ЗА ВЕРУ РУССКУЮ!» — полагалось помолчать и выпить стоя. «ЗА РУСЬ-МАТУШКУ!» — стоя с перечислением военных побед. «ЗА ЮРКУ!» — этот тост был посвящен женщине (слово «юрка» имело самое широкое значение от красоты и сексуальности, до домовитости и кротости).

Можно только преклониться перед мудростью кавказской культуры пития, тонкость которой не позволяет превратить застолье в попойку и исключает тяжкое завтрашнее похмелье. Веселящие и опасные напитки представлены на Кавказе удивительно щедро. Древние нарты из винограда готовили богатырский напиток нарт-сано. Собираясь на свои пиры, они говорили такие страстные тосты, что вино вскипало в их кубках. Искрящийся кумыс, простоватая буза, хмельной чихирь — всё рождено Кавказом. А на высотах виноделия — коньяки Армении и Дагестана и бесконечная музыка: цинандали, гурджаани, ркацетели, напареули, цоликаури, оджалеши, твиши, киндзмараули, хванчкара, тибаани — нет предела. Но главное: на Кавказе рождена культура вина как форма общения людей, сплетенная с речью, тостами, песней, танцем. Известное во всем мире слово «тамада» переводится только с языков Кавказа. За осетинским столом слева от тамады сидит его самый надежный друг, поскольку сердце у тамады слева.

Существует старая медицинская пословица: «Все яд и все лекарство и только дозы различают их». История России знает примеры, когда правительство принимало резкие меры по запрету алкоголя, и чем это заканчивалось известно всем. Наша выставка предлагает читателю освоить культуру употребления спиртных напитков, чтобы они не стали для него ядом.

hpim3981
hpim3981
hpim3984
hpim3984
hpim3985
hpim3985
hpim3990
hpim3990
hpim3992
hpim3992
hpim3994
hpim3994
hpim3995
hpim3995