Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ЭпосART: Масторава

p04

Далеко не каждый народ на Земле смог выработать единый взгляд на природу и Мир, перенеся на них наиболее понятные и приемлемые для него мысли и отношения. Мордовский народ принадлежит к числу этносов, создавших свое видение, свою картину Вселенной. Наиболее яркое выражение она получила в мордовском фольклоре, несомненной вершиной которого, золотой сердцевиной, стал национальный эпос.
c GvpidAR0QСуществует классическое определение эпоса, под которым понимается «действительность, в которой все индивидуальное живет только общими закономерностями жизни». Мордовский народный эпос как никакой другой соответствует этой дефиниции, поскольку, как считает большинство исследователей, он повествует не столько о судьбе отдельного героя или героев, сколько о судьбе народа в целом. Он вписывает судьбу этноса в судьбу мира, судьбу Вселенной. Поэтому мордовский народный эпос является архаическим и классическим одновременно. Он архаичен потому, что описывает начальное, раннее, первое время – «правремя», время до времени. Одновременно он классичен, так как речь идет о заре национальной истории, и повествование ведется «в терминах не космических, а этнических», эпос «оперирует географическими названиями, историческими именами племен и государств, царей и вождей, войн и миграций». Характерной чертой мордовского народного эпоса является его жанровая размытость. Как подметил еще Л. С. Кавтаськин, «эпические начала входят как органические части в лирические произведения, а лирические образы и интонации – в эпические». Поэтому мордовский эпос «по своим социальным и поэтическим мотивам в большей степени сказочно-балладного характера, в котором наряду с чисто эпическими способами художественного отображения действительности сильно проступают лирические способы поэтического воплощения. Многие эпические песни имеют настолько ярко выраженную лирическую окрашенность, что их следует называть лиро-эпическими».
В мордовском национальном эпосе раскрывается поэтическое мышление народа, его, как отмечал профессор В. В. Горбунов, «удивительная способность к художественному обобщению окружающей действительности, созданию образов-символов, в которых социальная жизнь, как правило, находит органический сплав с внутренней психологической жизнью человека как члена большого коллектива, скрепленного привязанностью к единой земле с установившимися традициями общепринятой морали».
Мордовский народный фольклор стал записываться в XIX веке. Фиксацией произведений устно-поэтического творчества мордовского народа занимались краеведы, писатели, священники, путешественники и т. п., однако это были, чаще всего, случайные зарисовки, отсутствовали системность и подлинный интерес к народной поэзии. Подлинный переворот в отношении к мордовскому фольклору связан с именем П. И. Мельникова-Печерского, который в 1867 году в журнале «Русский вестник» опубликовал работу «Очерки мордвы». В ней он обнародовал ряд мордовских преданий и песню «На горах то было на Дятловых».
Вопрос о создании мордовского народного эпоса был поставлен в начале 1930-х годов. К этому времени был накоплен существенный фольклорный материал, в структуре которого очень четко выделялись произведения эпического характера.
Однако в силу целого ряда обстоятельств объективного и субъективного характера комплексная разработка мордовского народного эпоса была начата только в 1960-е годы.
Этапы работы над мордовским национальным эпосом расписали в перспективном плане сектора фольклора Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории, экономики (МНИИЯЛИЭ). В 1977 году, мордовский национальный эпос, получив название «Масторава», был представлен в трех вариантах (на мордовском-эрзя, мордовском-мокша и подстрочные переводы на русском языке).
В создании мордовского национального эпоса приняли участие десятки талантливых людей. Ими была проделана огромнейшая работа по сбору текстов, их контаминированию, редактированию, интерполированию и т.п. Однако она не заслоняет неопровержимый и очевиднейший факт художественного единства эпоса. Поэтому с полным правом можно сказать, что мордовский народ, взятый в своем единстве и цельности, и есть тот единственный и последний творческий индивидуум, который создал мордовский национальный эпос.
Мордовский народ как творящий индивидуум имеет свое мировоззрение и свою историю, и содержание мордовского национального эпоса есть их отражение.

Говоря о мировоззрении, стоит отметить факт вычленения в эпосе основы мироздания, первочастички, «первоатома», первоначального субстрата:

...Было все кругом темно и пусто:
Не было еще земли на свете –
Лишь вода, разлитая повсюду,
Лишь одна вода была на свете.

Вода как бы связывает мир, упорядочивает Мастораву. Неслучайно один из героев эпоса, обращаясь к ней, говорит:

По своей течешь дороге,
Много доброго свершаешь,
Много за свои деянья
Благодарности ты видишь.
Ты серебряной выходишь,
Дальше льешься – золотою.
Ты струишь разнообразно
Удивительное тело –
Одинаковой в дороге
Никогда ты не бываешь.

Мордовский народный эпос пронизан идеей мирового порядка, обычая, который имеет божественное происхождение. Именно Бог задумал «создать обычай, / Мастораве дать основу жизни». Порядок воплощен в картине идеального общества:

И у всех у них – один обычай,
И у всех у них – язык единый,
Все-то одинаково одеты,
Все-то одинаково обуты,
Все-то любящие друг друга.
Молодые слушаются старших,
Нишкепаза любят и боятся.

При этом «жены рожают детишек», «нивы плодоносят», «рождается хлеб», «размножается скот». Мордовский эпос как идеал представляет скромный и мирный уклад жизни. Однако при всем однообразии жизни «каждому – свое с рожденья счастье: / К одному оно легко приходит, / Ко второму – не притянешь миром. / Ни один без счастья не родится, / И любому Шкай дает дорогу, / И любой, пока живет и ходит, / Сам шагает по своей дороге».
Время является одним из основных «героев» эпоса:

День на день – сливалися в недели,
А недели в месяцы сплетались,
А из тех венков рождались годы...
Время шло – текло рекой бездонной.
Выбирала смерть свой век отживших,
Новые на свет рождались дети,
Подрастали, крепли и мужали,
В стариков лихие парни гнулись,
Превращалися в старух красотки.
День за днем так жизнь идет повсюду.

Время «речкой льется», «колесом катится», порождая вечность. Его отличительной чертой является явная или подразумеваемая связь с движением. Формируется образ «идущего времени» (время приходит, проходит, уходит и т. п.). Образ движущегося времени часто соотносится с неким субъектом (конкретным человеком или антропоморфным образом общества и т. п.).
В эпосе присутствует идея божественного происхождения власти. Один из героев заявляет:

Человек я, но посланец паза.
Нишкепаз моленья ваши слышал
И послал меня для поучений.
Буду вами править я отныне...

Божественный характер имеет и власть Тюшти и его преемников, поскольку предшествующие их избранию чудесные знамения имеют, несомненно, божественное происхождение.
Эпос передает характер и структуру власти, ее эволюцию. Инязор/оцязор выступает как «всей земли своей хранитель», «земли своей правитель», «земли своей держатель». Эпос великолепно передает рост влияния и богатства инязоров / оцязоров. Уже преемник Тюштяна имеет «дворец пятиэтажный», «пятиэтажные палаты» с золотыми стенами и серебряными окнами. Инязора / оцязора окружают старейшины – «самые мудрейшие в округе, / Верные хранители устоев, / Честные блюстители законов...», «мудрые хранители правил». Им на смену приходит дружина. Эпос отразил реальные процессы, когда дружинники, группировавшиеся вокруг инязоров / оцязоров, стали их сподвижниками, товарищами и помощниками. Дружина, в конечном счете, настолько срослась вскоре со своим предводителем, что стала в некотором роде социальной предпосылкой его власти и деятельности.
В мордовском народном эпосе фактически анализируются функции власти, их возникновение. Без сомнения, одной из главнейших в условиях политогенеза выступает внутреннее устроение земли, осуществляемое посредством установления дани, осуществления полюдья. На Руси это связано с именами первых князей, в первую очередь княгини Ольги. В мордовском национальном эпосе внутреннее упорядочение осуществляет Тюштян, который пускается в «путь-дорогу – / Пообъехать, оглядеть свой мастор». Его движение – движение человека, облаченного властью.
При движении инязора/оцязора решается еще одна властная задача – укрепление границы посредством привлечения на ее охрану богатырей. С именем Тюшти связано и оформление еще одной властной функции – защиты родной земли от иноземного захватчика. В качестве такового в мордовском эпосе выступает змей Миняша и его семейство.
Древнемордовская государственность погибает, не успев окрепнуть, в ходе монгольского нашествия, изображенного в мордовском национальном эпосе с подлинным трагизмом. Неизбежной предстает в эпосе и борьба мордовского народа с Золотой Ордой и ее осколками, призыв «разрубить злое ожерелье, что висело на груди народа». Неизбежным выступает и сотрудничество с Русским централизованным государством. Именно совместная борьба выступает в мордовском национальном эпосе залогом дальнейшего процветания мордовского края.
Классический эпос оперирует не только историческими событиями и героями, но и вполне реальными пространственными категориями, географическими образами и объектами. В центре географических представлений, отраженных в мордовском народном эпосе, находится образ родной земли:

У земли родной углов – четыре,
По углам стоят столбы извечно,
Посредине – наша Масторава...

Мордовский народный эпос – своеобразная энциклопедия жизни общества с глубокими этическими традициями, хотя этические нормы еще не сформулированы с той четкостью и категоричностью, какая присуща библейским заповедям. Эпос формулирует основные постулаты этики, в центре которой находится человек:

Птица – хозяйка в воздухе,
Рыба – в воде...
Ты, человек, – хозяин везде.
Богу один ты подобен на свете,
Поэтому ты и за все в ответе.

Одним из основных этических постулатов, неоднократно подчеркиваемых в мордовском национальном эпосе, является совпадение понимания добра и продолжения рода, которое связывается с понятием блага, вбирающем то, что полезно людям:

Худо жить человеку без крова,
Хуже – без ребенка родного.
Как дерево сохнет, гниет без корней,
Так – человек без детей.

Именно поэтому эпос провозглашает семейные ценности – основой жизни. Семья – «опора и радость жизни». Неоднократно говорится в эпосе о создании семьи, выборе невесты, рождении детей и их воспитании. Причем главным в воспитании считалось воспитание любви к труду, поскольку «людей за дела уважают и чтут». «В работе любой надо толк разуметь – / Все вовремя сделать ты должен успеть».
Для мордовского народного эпоса характерна поэтизация труда и быта, которые лишены большей частью всякого прозаизма и заставляют любоваться ими независимо от утилитарного назначения той или иной изображаемой деятельности.
Мордовский народный эпос выдвигает концепцию труда, которая выступает как основной конструктивный элемент эпической модели мира. Безусловной ценностью у мордовского народа выступает почитание родителей. Одно из главнейших средств благополучного существования в мордовском эпосе – поддержание с людьми дружеских отношений. Несомненной ценностью в эпосе выступает согласие, лад, дружба, взаимопомощь. Однако мордовский народный эпос не ограничивается только положительным, не создает этического идеала. Он констатирует: «Безобразного... на земле еще, увы, немало». Эпос отмечает и негативное, формируя отрицательное к нему отношение. При этом, как и в случае положительного, в центре внимания оказывается человек. Человек – существо дуальное, способное и на добро, и на зло. Мордовский национальный эпос, подчеркивая народные ценности и противопоставляя им зло, считает абсолютным злом плохого человека:

Самое большое зло на свете
В человеке, что людей не любит,
Кто от зла теряет светлый разум,
Начинает жизнь всем людям портить.

Эпос выражает выработанную веками этику, которая как негативные свойства выделяет гордость, трусость, предательство и т. п. Гордость представлена в эпосе образом Дамая, который «богат и славен». Самым страшным человеческим грехом мордовский эпос называет трусость.
Однако зло должно быть наказанным, в мордовском эпосе неизбежность наказания представлена ситуацией с Кужендеем, который «всех убьет – кто слово против скажет, / Умное услышит – так повесит, /Он за это сжег отца родного, / Брата старшего загнал в могилу». Причем орудием воздаяния за зло в эпосе выступили не божественные силы, а люди.
Мордовский национальный эпос – гениальное творение ума и сердца народа.

VLrrvAxjEcMМасторава / [написано на основе эрзянских и мокшанских мифов, эпических песен и сказаний Шароновым Александром Марковичем ; художник Н. С. Макушкин]. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1994. – 493 с. : цв.ил. – На эрзянском языке. – ISBN 5-7595-0872-5. – Текст : непосредственный.

ZDvth8m8410Масторава : мордовский народный эпос / составители Меркушкин Г. Я. [и др.] ; перевод с мордовского Юшкин В. Ю. ; художник Федюнин В. И. – Издание 2-е. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 2012. – 583 с. : цв. ил. – ISBN 978-5-7595-1848-8. – Текст : непосредственный.
Национальный эпос «Масторава» стоит в одном ряду с такими шедеврами мировой культуры, как «Калевала», «Калевипоэг», «Манас», «Олонхо» и другие. Не многим народам мира суждено было сложить эпические произведения. Мокша и эрзя такое произведение создали. «Мастораву» по праву называют книгой книг мордовского народа.
На протяжении веков, а может, и тысячелетий мордовский народ создавал свои легенды, предания, сказания, песни, сказки, которые и легли в основу сводного текста эпоса. Датой рождения же «Масторавы» следует считать 11 августа 1978 года. Именно в этот день составители Г. Я. Меркушкин, В. В. Горбунов, А. Д. Шуляев завершили свой десятилетний труд. Ещё длиннее оказался путь «Масторавы» к читателю: с 1978 по 2011 год.
Первое издание эпоса на мордовских (эрзянском и мокшанском) языках вышло в 2010 году.
Годом раньше – 11 августа 2009 года – «Масторава» вышла в свет на русском языке и сразу же была признана «Лучшей книгой года в России» в номинации «Классическая литература».

Источники:

⦁ Юрченков, В. А. Мордовский национальный эпос – гениальное творение ума и сердца народа : вступительная статья / В. А. Юрченков. – Текст : непосредственный // Масторава : мордовский народный эпос / составители Меркушкин Г. Я. [и др.] ; перевод с мордовского Юшкин В. Ю. ; художник Федюнин В. И. – Издание 2-е. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 2012. – С. 5-25.
⦁ Гурьянов, И. А. «Масторава» – эпос мордовского народа : текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» / И. А. Гурьянов. – Текст : электронный // КиберЛенинка : научная электронная библиотека : [сайт]. – Москва, 2012-2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mastorava-epos-mordovskogo-naroda (дата обращения: 06.05.2021).
⦁ «Масторава» – книжная форма эрзянского героического эпоса. – Текст : электронный // Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал : [сайт] – 2008. – URL: http://erzan.ru/news/%C2%ABmastorava%C2%BB-knizhnaja-forma-jerzjanskogo-geroicheskogo-jeposa (дата обращения: 06.05.2021).
⦁ Эпос «Масторава». Эпизод «Рождение земли» : [выступление Т. П. Ротановой (Фоминой)]. – Текст : электронный // Региональная общественная организация «Эрзянское культурно-просветительное общество «Эрзянь вайгель» («Голос эрзи») : [сайт]. – Москва, 1995-2015. – URL: http://goloserzi.ru/obshchestvo/avtorskie-rubriki/zachinayu-pesn-o-mastorave/epos-mastorava-epizod-rozhdenie-zemli-/ (дата обращения: 06.05.2021).

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области