logo4site 0

vk  fb fb  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

«Профессия дальнего действия». Выпуск 1

4Сегодня мы открываем новую страницу нашего сайта «Профессия дальнего действия» – мы будем рассказывать о педагогах и просветителях, а также знакомить вас, уважаемые читатели, с нашим новым арт-проектом «Педагоги и просветители». Вести эту страницу буду я, директор межнациональной библиотеки Ольга Калинина, учитель по профессии и призванию. Наверное, в этом утверждении есть определенная  смелость, но мне всегда было интересно общаться с маленьким человеком и быть ему нужной в данный момент его жизни. Ведь профессию «учитель» мы относим к группе «человек – человек».

Мое повествование не всегда будет совпадать с личностями, представленными в нашем арт-проекте. История педагогики и просветительства каждого народа настолько обширна и многогранна, что не вмещается в рамки нашего арт-проекта.

Учитель – слово, которое пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен. Сегодня я расскажу о педагогах русского и татарского народов.


Русский педагог Алексей Андреевич Ляпунов

lyapunov

Алексей Андреевич Ляпунов, математик, один из основоположников кибернетики, член-корреспондент АН СССР, педагог.

«Он был человек особенный, и среди известных мне в Академгородке ученых — единственный в своем роде. Прежде всего, потому, что он был интеллигент. Среди моих коллег-математиков — более или менее способных людей — это качество здесь было необычно. Для Алексея Андреевича наука никогда не была средством, а всегда была целью, подчиненной, может быть, общечеловеческим целям, но никогда не личному успеху и благополучию». А. И. Фет, математик, физик, философ и публицист

Этот человек покорил меня еще в годы моей работы в школе. Мы с детьми готовились к празднованию 9 Мая и прочли о подвиге замечательного математика, который отказался от брони и, рискуя жизнью, сумел внести в артиллерийский расчет поправку на магнитное отклонение, что обеспечило успех артподготовки во время сражения на Курской дуге. Он взял на себя смелость изменить стандартные расчеты артиллерии, что могло быть приравнено к предательству. Так и было, пришел донос. И только проверка попадания пушечных снарядов в цель, а оно было стопроцентным, спасло его от этого обвинения и в дальнейшем, перед большими наступлениями, ему поручалась привязка батарей не только своего дивизиона, но и всего полка. За участие в боях за Крым Алексей Андреевич был награжден орденом Красной Звезды. Алексей Андреевич сохранял контакты с военными до конца жизни. Его работы в значительной мере способствовали тому, что военная наука в нашей стране была поднята до уровня фундаментальных исследований.

Ляпунова называют «отцом кибернетики». В этом тоже человеческий и научный подвиг, так как кибернетика была признана лженаукой и только Алексей Николаевич смог доказать истинность и научность кибернетических знаний. Об этом нужно рассказывать отдельно.

Мы же отдадим дань уважения и признательности его педагогическому труду. Алексей Андреевич был замечательным педагогом и пропагандистом научных знаний. Ему были присущ редкий набор качеств: широкий кругозор, ораторский талант, а главное – привязанность к молодежи и детям, умение понятно и одновременно точно вести разговор с самыми различными по уровню и характеру образования людьми. Педагогическая деятельность и педагогическое наследие Алексея Андреевича характеризуются следующими тремя чертами.

Во-первых, он интересовался преподаванием на всех ступенях образования, от высшей до начальной школы.

Во-вторых, его интересы не ограничивались преподаванием математики, а охватывали весь цикл естественных наук, а также проблемы воспитания в целом.

И, наконец, он в равной мере занимался и теорией, и практикой педагогического дела.

Педагогическая деятельность Алексея Андреевича достигла своей вершины в Новосибирском Академгородке. Он глубоко верил в то, что идеи современной науки не удел какой-то элиты, а при правильном методическом осмыслении могут и должны стать достоянием всех учащихся. Поэтому он уделял постоянное внимание преподаванию в средней школе, а в 1972-73 учебном году, несмотря на колоссальную загруженность, начал вести регулярные занятия в 9 классе школы N 130 Академгородка. Он намеревался продолжать занятия и в 10 классе; к сожалению, этот интересный эксперимент остался незавершенным.

Педагог А. Ляпунов, как уже было сказано выше, обладал качествами человека, которые позволили ему стать прекрасным учителем. Читая воспоминания современников ученого, я обратила внимание на следующие характеристики его личности:

• «Методика преподавания Ляпунова основана на требовании большей самостоятельности учащихся».

• «Большое значение Ляпунов придавал научно-популярным передачам на радио и телевидении, научно-популярной литературе и даже личной переписке: он считал, что если каждый ученый-математик будет поддерживать переписку с учителями, а «сильные» студенты – со школьниками, то можно получить хороший результат в плане повышения уровня образования».

• «Практические занятия должны быть посвящены трудным задачам, а домашние задания – развитию практических навыков в решении типовых задач».

• «Его педагогическая концепция – раннее интеллектуальное развитие, личный пример, свободный обмен мнениями, онтодидактика* для всех уровней образования и его дифференциация – принесла ощутимые плоды. Дифференциация образования вошла в современную практику школы».

• «Старался побудить человека к научному творчеству».

• «А. Ляпунов обладал редкой способностью искренне радоваться чужому научному успеху».

• «Он по-доброму прочно объединял людей...».

• «Общение с детьми как с равными, как с учениками и соратниками».

Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях А.А. Титлянова (учёный, эколог, доктор биологических наук, профессор): «Алексей Андреевич очень любил минералы, знал их и коллекционировал. Ильменский заповедник для любителя минералов – место чрезвычайно интересное и необычное. Алексей Андреевич бродил по старым копям и находил очень интересные образцы. Но вот однажды, в Миассово откуда-то явился кружок юных геологов-школьников. Они получили прозвище «ихтиозавры» и сразу же прилепились к Алексею Андреевичу. После отбора минералов и поисков особо интересных образцов, «ихтиозавры» развели костер, повесили на рогатки котелок с водой для чая и шумно забросали Алексея Андреевича вопросами. Вопросы были обо всем – от строения вселенной до «истории Крыма». Это была не лекция – беседа, объяснения, размышления. Алексей Андреевич делился с этими мальчишками и девчонками всеми богатствами своей души и своего ума. Не помню, сколько времени продолжался разговор за чаем, но вернулись мы уже вечером. Я думаю, что «ихтиозавры» ничего не забыли до сих пор и хранят в памяти высокие сосны, костер, чай и необычного человека, профессора, который говорил с ними как с равными, как с учениками и соратниками».

Согласитесь, что в данных отрывках из воспоминаний коллег и учеников А.А. Ляпунова представлена совершенно современная педагогическая теория. Закончить свое повествование я хочу словами профессора кафедры биофизики физического факультета МГУ С. Э. Шноля:

«Педагогическая страсть — сильнейшая в Алексее Андреевиче.

Он был Учителем».

Советую прочесть книгу:

Алексей Андреевич Ляпунов. 100 лет со дня рождения / Редакторы-составители : Н.А. Ляпунова, А.М. Федотов, Я.И. Фет ; отв. ред. Ю.И. Шокин. – Новосибирск : Академическое изд-во «Гео», 2011. – 587 с.

*Термин «онтодидактика» ввел в научный оборот А. А. Ляпунов (1973), который под онтодидактическим подходом понимал необ-ходимость постижения в школах и вузах не только знаний, устоявшихся в куль-туре, но и новейших достижений науки, а также построения учебного процесса на задачной основе по большинству предметов, в том числе и гуманитарных.


Просветитель татарского народа Каюм Насыри

nasyry
«Любой учитель, каждый педагог  должен считать себя в числе тех, кто идет на великое дело, и быть готовым так воспитывать своих учеников, чтобы это сказалось потом на всем протяжении их жизни». К. Насыри

Выбор Каюма Насыри для нашего арт-проекта совсем не случаен. Отмечая в 2022 году Год культурного наследия народов России, мы готовили материалы по фольклорным традициям народов Среднего Урала и, конечно, познакомились с работами по этнографии и фольклористике Каюма Насыри. Материалом для книги «Поверья и приметы казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства» послужил фольклор, который он собирал, непосредственно общаясь с носителями мифологических представлений. Книга знакомит читателей с су-бабасы и су-анасы – духами воды, шурале, юхами, убырами, уряками и бичурами, а также с татарскими поверьями и обрядами. Он считал своим долгом «содействовать русским людям в выяснении татарского быта», «поделиться с ними печатно выводами» своих «длительных наблюдений этого быта». Для русского читателя им написаны, в частности, «Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов», «Поверия и обряды казанских татар», «Образцы народной литературы казанских татар». Эти работы в свое время получили положительную оценку со стороны русских ученых.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри до сих пор интересно и современно для читателей. Книги «Наставления повару», «Абугалисина» Повесть-сказка об известном ученом Али-Ибн-Сине (Авиценне), «Плоды для собеседников» переизданы и популярны в наши дни.

Для меня Каюм Насыри интересен и как представитель татарской просветительской мысли, энциклопедически образованный ученый, писатель, мыслитель-гуманист. Каюм Насыри – автор двух первых учебников по математике на татарском языке. Он написал «Хисаплык» - «Арифметику», «Гыйльме хәндәсә» - «Геометрию». В «Хисаплык» он впервые ввел вместо арабских терминов татарские: «сан» – число, вместо арабского «гадэт», «джию» (сложение, вместо арабского «джамгы»), «аеру» – (вычитание, араб. «тарх»). Эти термины впоследствии прочно вошли в татарский литературный язык и сейчас употребляются в школьных учебниках.

Каюм Насыри делает первые шаги и по ознакомлению своего народа с основами современных научных знаний. В его брошюре «Буш вакыт» («На досуге») он излагает общие сведения о значениях природы. Эта работа явилась первым научно-популярным произведением, изданным на татарском языке и предназначена для детей-школьников и лиц, занимающихся самообразованием. С него началось и создание татарской детской литературы.

Просветительская деятельность Каюма Насыри была направлена на поиск всевозможных путей для привлечения народа к учению. В своем воспоминании М. Тюнтари (религ. деятель, богослов) пишет: «Во время одной беседы он (К. Насыри) показал мне экземпляр своего сочинения о вреде пьянства, напечатанном на большом листе в виде плаката, и для подтверждения своего суждения сказал: «Причина печатания этой книги на таком большом листе в виде плаката заключается в том, чтобы её можно было вывесить на стене с тем, чтобы её читали поневоле, чтобы она бросалась в глаза, иначе народ книгу не читает. ….человек, потеряв всякую надежду на пробуждение любви к учению у своего сына, приобрел тексты отдельных уроков и учебники и вывесил их на стенах комнаты. Сына он поселил в эту комнату. Мальчик, куда бы ни смотрел, везде видел учебники и, наконец, начал их читать и таким образом вступил на путь учёбы».

Татары называли его «Урыс Каюм» - «Русский Каюм». Ведь именно он открыл школу для татарских детей по изучению русского языка. Насыри был горячим поборником дружбы татарского и русского народов. Он первым из просветителей познакомил татар с российской историей и культурой на родном языке, переводит на татарский язык многие учебники по географии, физике, математике, языкознанию. Он является составителем русско-татарского словаря, автором учебника русской грамматики для татар, а также научно-популярных произведений, первых татарских календарей.

Одной из величайших заслуг Каюма Насыри является ознакомление татар с духовными сокровищами великого русского народа. Каюм Насыри хорошо понимал всю сложность национальных отношений в России и то, что татарам было необходимо учитывать это в своей жизнедеятельности. Это убеждение просветителя нашло отражение в его научно-творческой и педагогической деятельности. Он считает, что татары, живя в составе России, должны знать ее историю и культуру, а также русский язык. Чтобы помочь своим соплеменникам в этом деле, он пишет и публикует учебные пособия «Кавагыйле кыйраэте рус» – «Правила русского чтения», «Нэмунэ яки энмужэз» - «Грамматика русского языка, составленная по образцу арабского языка», «Логате рус китабы» – «Русско-татарский словарь», «Зобдэтен мим тэварих Русь» – «Краткая русская история».

Каюм Насыри плодотворно работал в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом-мыслителем. Говоря об ответственности педагога, Каюм Насыри пишет: «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».

В своих работах «Книга о воспитании», «Брошюра о нравственности» он критикует средневековую схоластическую систему обучения в мектебе, медресе, бичует царящих в них дух формализма, догматизма и его оторванности от жизни. Он обосновывает научные основы воспитания, его содержание. Знакомит с приёмами и методикой обучения.

В своих трудах он определяет задачи воспитания. По его мнению, «воспитание имеет своей задачей не только питание и кормление, т.е. воспитание только тела, но и воспитание и ума, и рассудка, и души». Каюмом Насыри были разработаны основные принципы воспитания, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения. Это:

• принцип народности – воспитание сообразное с укладом жизни народа;

• гуманное отношение к ребёнку – уважение к личности ребёнка в процессе воспитания;

• воспитание и обучение должно падать на детские и юношеские годы;

• учёт в процессе воспитания и обучения склонностей и интересов детей;

• полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка;

• развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения учебного материала;

• сочетание обучения и физического труда;

• принципиальность по отношению к воспитуемому;

• личный пример воспитателя.

Высокие требования К. Насыри в своей педагогической системе предъявляет и к учителям, и к родителям. Учитель должен быть научно подготовленным, разносторонне развитым, обладать ценными качествами: доброта, терпимость и т.д. Учитель должен быть внимателен к ученикам, должен учитывать их психологию, обучать без телесных наказаний. Он советовал родителям быть требовательными к детям, в то же время внимательными и предупредительными.

Заслуга К. Насыри в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком. В Татарстане с 1995 года учреждена премия имени Каюма Насыри, которая присуждается учителям, обладающим уникальными педагогическими талантами.

Закончить свое повествование о Каюме Насыри я хочу словами известного тюрколога Николая Дмитриева: «В жизни каждого народа, как и отдельного человека, бывает своя пора весны. Каюм Насыри одним из первых ощутил её и отдал ей всё творчество своей жизни».

mkrf2

mkso