Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Литературный этноперекресток 2.0. Премия «Национальный бестселлер – 2022»

1

Премия «Национальный бестселлер» (или попросту «Нацбест») – это ежегодная литературная премия, основанная в 2001 году и являющаяся одной из главных негосударственных литературных премий России. Премия вручается за работы в прозе (художественная и документальная проза, публицистика, эссеистика, мемуары), впервые опубликованные на русском языке в течение прошедшего календарного года, или рукописи вне зависимости от года их создания.

11 апреля оргкомитет премии «Национальный бестселлер» принял решение в 2022 году не присуждать премию за лучшую книгу и отказаться от торжественной церемонии вручения, а вместо этого огласить итоговый список по результатам голосования жюри.

Объяснить ситуацию попытался секретарь оргкомитета критик Владислав Толстов: «После 24 февраля часть членов жюри долго приходила в себя, потом мы лишились популярных социальных сетей, а вместе с ними – многих обсуждений, потом происходило еще много чего. И то, что победителя в итоге оргкомитет решил не объявлять, – логичное продолжение этой истории и логичное решение не искать лучших и не оценивать. Во всяком случае, в этом сезоне».

Официально было объявлено, что Короткий список составлен не будет, однако, по сути, итоговый список, состоящий из шести книг, представляет собой ни что иное, как шорт-лист 2022. В итоговый рейтинг вошли следующие авторы и произведения:

2Кирилл Рябов «Фашисты»

Кириллу Рябову дан удивительный дар, избегая традиционного и часто пустопорожнего многословия русской прозы, соединять в своих рассказах все болевые точки и лейтмотивы отечественной (да и мировой) гуманистической традиции, также известной как любовь и сострадание к ближнему. Выморочные пространства городских окраин, бесприютные квартиры многоэтажек в рассказах Рябова не повод для унылого бытописательства, но полный энергии абсурда и отчаяния пограничный мир между сном и явью.

Читая сборник «Фашисты», не раз задаешься вопросом: каково это – быть человеком сегодня, когда бог не то чтобы умер, а просто занес тебя в черный список, отправил в бессрочный бан? Точного ответа нет и не может быть, но, скорее всего, больно и смешно одновременно, ведь реальная жизнь чурается чистого, беспримесного жанра. Тьма и зло есть снаружи и, в не меньшей мере, внутри. Быть человеком –  до последней минуты не дать угаснуть свету, продолжая свой путь.

3София Синицкая «Хроника Горбатого»

Новый роман Софии Синицкой предвосхищает все, что мы могли ожидать от этого автора в плане ее яркого стиля, и даже перекрывает эти ожидания в содержательной части. Героем повествования становится город Выборг (финский Виипури) – от времен основания шведами до наших дней.

Синицкая разворачивает перед нами увлекательное историческое полотно, настоящую сагу, в которой реальные события естественным образом сочетаются с чудесами, сплетаясь в итоге в невероятную хронику, где мирно соседствуют летопись и мифология. Карелы, новгородцы, шведы, финны – всех повидала эта земля, и все оставили на ней свой след. Потомки шведских крестоносцев, новгородских ушкуйников, карельских и финских крестьян проходят, порой не помня своего родства, но неся на себе благодать или проклятие предков, через века, как бы самой своей судьбой рассказывая о драматической и переменчивой истории Выборга и Карельского перешейка. Чтение завораживающее, пугающее и упоительное: шведские набеги, белофинская контрреволюция, Зимняя война, Великая отечественная… Оторваться невозможно, да и не нужно отрываться. Литература, как и люди, обживает пространство, пусть и в символическом значении слова – таким образом она делает это пространство неотчуждаемой частью культуры. Благодаря Синицкой, теперь Выборг прочно прописался в русской литературе.

4Ислам Ханипаев «Типа я»

Герой повести Ислама Ханипаева «Типа я» – не взрослый человек, приседающий на корточки и притворяющийся ребенком, а живой, настоящий, искренний восьмилетний мальчишка Артур, который очень рано столкнулся со смертью и необходимостью осознания своего места в жизни. Мама гибнет на его глазах, он сталкивается с травлей в школе, пытается выстроить свой мир по-новому и понять, что связывает его теперешнего с собой прошлым, когда у него еще была не «типа», а настоящая семья. Впрочем, в том, что такое настоящая семья, ему тоже еще предстоит разобраться. Непростая задачка для восьмилетки.

Артур ходит на сеансы к школьному психологу, но психолог – это не круто, она ничего не понимает и лучше ей вообще ничего не рассказывать, потому что советы ее бессмысленны. Другое дело – супергерой Крутой Али, лучший (и до определенного момента единственный) друг мальчика. Им с Крутым Али предстоит ответить на сотни вопросов, чтобы Артур смог наконец отпустить призраки прошлого и посмотреть в будущее.

5Павел Басинский «Подлинная история Анны Карениной»

Книга Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной» одновременно познавательна и увлекательна. Басинский обладает редким даром – превращать работу филолога, комментатора в увлекательное повествование. Литературоведческий текст оборачивается художественным исследованием. Читателю интересно следить за ходом авторской мысли, как будто перед нами настоящий роман. При этом читатель, если только он не профессиональный историк литературы, узнает из книги много нового для себя: об истории создания романа, начиная с первого замысла;  о поисках прототипов; о повседневной жизни русской аристократии; о  законах и судебной практике в Российской империи; о русской истории, наконец. Все это интересно и ценно. Книга Павла Басинского, несомненно, побудит многих перечитать (или впервые прочитать) бессмертный роман Льва Толстого.

6Юлия Кисина «Шубуш»

Роман Юлии Кисиной «Бубуш» поражает пронзительной глубиной, силой и свободой. Это  стилистически смелый и подвижный текст, в котором человеческая психика вывернута наружу с предельной честностью. Это текст-дом, в котором притягательно, но невозможно жить. Потому что это сумасшедший дом, возникший на перекрестке грубых исторических процессов, растаптывающих всю человеческую нежность и хрупкость.

Роман подчеркивает драгоценность частной жизни, ее абсурдность и ее поэтичность. Он о том, что любовь и безумие так близки, что разделять их не имеет смысла. Но если любовь не восходит к необходимому градусу безумия, то ее и нет, а сама жизнь тогда – лишь параноидальный опыт, ведущий к смерти. Автор романа «Бубуш» прекрасно знает, что травмы истории никогда не проходят. И, пока мы помним о еврейских гетто, чудом не погибшая в гетто мать героя, полубезумного поэта, может являться как призрак и напоминание о том, что поэзия, да и вообще счастливая жизнь после Холокоста невозможны. А проза после Холокоста – перед нами. Болезненно честная, безумно яркая и безвыходно нежная, как обнаженные тела в газовой камере. Когда каждое слово рвется на свободу.

7Сергей Авилов «Капибару любят все»

Роман Сергея Авилова представляет собой весьма честное и подробное антропологическое исследование увядающей маскулинности. На фоне развернувшихся во всем мире баталий вокруг наступающей женской идеи, которая хоть и не актуализируется автором впрямую, но явно имеется в виду, особенно любопытно наблюдать за тем, как развивается кризис возраста у отдельно взятого мужчины.

Отчаяние, обусловленное внутренним одиночеством, толкает героя на самые необычные поступки. Образ женщины в романе развивается от надоевшей, неинтересной жены до трупа незнакомой дамы, найденного в прибрежных камнях Баренцева моря. Эти две крайние точки соединяются темой соблазна, олицетворяемого образами девушки сына и юной проститутки, которую герой в псевдоромантическом порыве везет в странное путешествие на Кольский полуостров. Когда-то он ездил туда на рыбалку с маленьким сыном, а теперь пытается вернуть хорошие, сильные впечатления, отправившись в те же места с юной и не очень разборчивой особой.

Читатель встречает Сергея Ольховского, главного героя романа, когда у того все хорошо. Есть работа, на которую не надо ходить, но которая приносит деньги. Есть где жить. Есть жена, сын, дача, собака и автомобиль. Нет только покоя в душе. Это гонит его прочь в метафизический крестовый поход, в котором Ольховский теряет себя, теряя любовь к миру. И это тот самый экзистенциальный кризис, который настигает каждого, если не чистить зубы, забывать стирать носки и не соблюдать душевную гигиену. Тут важно не закопаться в рефлексиях, не отвергнуть дары и не нагадить еще больше. В принципе, об этом и книжка.

*

Общую доминанту, присущую произведениям, вошедшим в итоговый список Нацбеста-2022,  выделил секретарь оргкомитета Нацбеста Владислав Толстов: «Книги в итоговом списке удивительным образом отражают общественные настроения 2022 года. Абсурдистские ужастики Кирилла Рябова и гротескные исторические хроники Софии Синицкой, история мальчика, придумавшего себе воображаемого друга, способного решить любую проблему (многие из нас не отказались бы сейчас от такого друга), анализ одной из главных книг русской классики, история изживания послевоенной травмы и забавные рефлексии питерского интеллигента, исполненные поистине довоенной безмятежности, – словом, каждая книга отражает тот или иной оттенок бурных переживаний общества в нынешнее время».

А нам – читателям и ценителям современной русской литературы – остается только надеяться, что «Национальный бестселлер» сказал нам не «прощайте», а «до новых встреч».

Татьяна Ваганова

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области