Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Литературный этноперекресток 2.0

TitleNOS

Осень подходит к концу, и ноябрь традиционно богат на новости от различных литературных премий. В этом выпуске Литературного этноперекрестка я познакомлю вас с писателями и книгами, претендующими на получение премии «НОС».

Ежегодная литературная премия «НОС» (Новая словесность) основана Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Премия – приоритетный проект Фонда, входящий в его масштабную просветительскую программу под названием «Книжный мир». 

Премия отличается уникальностью процесса выявления победителя: финалисты и лауреаты определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики. Таким образом, механизм выбора победителей абсолютно прозрачен: непременным условием работы жюри и экспертной группы является необходимость публично аргументировать свой выбор. Это делает «НОС» еще и интеллектуальной дискуссионной площадкой, изучающей и формирующей контекст, в котором существует сегодня российская художественная литература.

Каждый финалист, попавший в короткий список премии, получает по 40 тысяч рублей, а победитель получает награду в размере 700 тысяч рублей и статуэтку-символ премии. 

debatyШорт-лист 2020 года определен по итогам онлайн-дебатов на XIV Красноярской ярмарке книжной культуры, которая в этом году проходила 4 и 5 ноября (запись дебатов премии вы можете посмотреть здесь).

В дебатах принимали участие члены жюри: ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, профессор ВШЭ в Санкт-Петербурге Константин Богданов (председатель); литературный критик, книжный обозреватель сайта «Медуза» Галина Юзефович; журналист, редактор раздела «Мозг» «Афиши Daily» Егор Михайлов; куратор международных проектов музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна» Юлия Вронская; театральный режиссер, художественный руководитель проекта «Разговоры» фонда «Alma Mater» Борис Павлович.

В короткий список вошли следующие авторы и их произведения:

  • Абдуллаев Шамшад. Другой юг. М.: Носорог, 2020.

Шамшад Абдуллаев (р. 1957) известен, прежде всего, как поэт, автор многих книг стихов, лидер сложившейся в Узбекистане на рубеже 1980-1990-х годов Ферганской поэтической школы. Заметно реже в фокусе читательского и критического внимания оказываются прозаические тексты Абдуллаева. В книге «Другой юг» впервые собрана вся его художественная проза, начиная с рассказов середины 1980-х годов и заканчивая новейшими текстами. Гипнотизм среднеазиатского ландшафта, восточная терпкость и размеренность предместья соединяются в текстах Абдуллаева с нелинейными повествовательными техниками европейского модернизма — прустианской верностью логике воспоминания, беккетовской отчужденностью и кинематографичностью французского «нового романа».

  • Барскова Полина. Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов. СПБ.: Издательство Ивана Лимбаха, 2020.

Филолог и поэт Полина Барскова – самый последовательный и, может быть, самый разносторонний исследователь ленинградской блокады в современной русской культуре. Она обращается к блокадному опыту в научных статьях и стихах, эссеистике и прозе. «Седьмая щелочь» — продолжение этой многолетней работы. Разговор о блокадном письме необходим хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать: уже во время блокадного бедствия велась огромная, многоцелевая и многожанровая работа словесности по описанию, осознанию, отражению блокадного опыта. Восстанавливая эту работу сегодня, мы обращаемся к задаче создания языка, которым о блокаде может говорить не переживший ее, но отвечающий за нее и не желающий ее полного забвения. Изучая работу блокадных поэтов, мы видим, что они искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю, пытаясь примирить эти далековатые задачи.

  • Бурас Мария. Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников. М.: Индивидуум, 2019.

Андрей Зализняк – великий русский лингвист, который доказал подлинность «Слова о полку Игореве» и сумел прочесть берестяные грамоты так, что мы теперь знаем, как говорил и чем жил Новгород тысячу лет назад. На его счету борьба со лженаучными лингвистическими теориями и «Грамматический словарь русского языка», на основе которого был построен поисковый алгоритм «Яндекса». «Истина существует» – первая биография Зализняка, собранная из его собственных рассказов и устных воспоминаний его родственников, друзей, коллег и учеников.

Война и эвакуация, детское увлечение языками, учеба в Париже, грандиозные научные открытия и лекции, собиравшие тысячи человек, – в этой истории нашли отражение советский быт, европейская академия, голоса древней Руси, смутные девяностые и многое другое. Мария Бурас, ученица и давний друг Зализняка, поговорила с десятками людей и изучила множество документов, чтобы восстановить жизненный и творческий путь выдающегося ученого.

  • Гоголев Андрей. Свидетельство. Ижевск: Шелест, 2019;

Автор говорит о своем произведении так: «Примерный, но совсем неточный ответ на вопрос "о чем роман?" такой. Это роман о детстве и отечестве, в котором обитает детство, о снах и реальностях, да, много о чем. О смерти и насекомых. О собаках и боге. О насилии и рекламе. О числах и сексе. О работе и песнях».

  • Горбунова Алла. Конец света, моя любовь. М.: Новое литературное обозрение, 2020.

Никогда еще 1990-е и 2000-е годы не были описаны с такой достоверностью, как в новой книге Аллы Горбуновой. Дети, студенты, нищие, молодые поэты – ее герои и героини проживают жизнь интенсивно, балансируя между тоской и эйфорией, святостью и падением, пускаясь из огня семейного безумия в полымя рискованной неформальной жизни Санкт-Петербурга. Но рассказы Горбуновой далеки от бытописательства: она смотрит на хрупкую и опасную реальность с бескомпромиссной нежностью, различая в ней опыт, который способен преобразить ее героев. Алла Горбунова – поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и Премии Андрея Белого (2019).

  • Джафаров Рагим. Сато. СПБ.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2020.

Что, если маленький мальчик много умнее всех взрослых вокруг, вместе взятых? Что, если в теле пятилетнего ребенка находится в заточении контр-адмирал Сато, командующий карательным корпусом «Ишимура»? Что, если вся эта книга – не более, чем одна история неназванного пациента из психиатрической практики нескольких врачей? Что, если следующим, чье сознание захватят, будешь именно ты? Эта книга – размышление автора о роли детей и родителей в современном мире.

  • Дьячков Алексей. Хани, БАМ. М.: Живёт и работает, 2019.

Действие этих рассказов происходит на БАМе в конце 70-х – начале 80-х. Дорога через тайгу, не хвост собачий! Книга Алексея Дьячкова – о реальности, которая стояла за этим мифом.

Нет, ни о каком развенчивании речь не идет; рассказы, написанные Дьячковым, ищут оптику безоценочную, которая достигается двумя приемами – переадресацией взгляда наивному подростку или дислокацией его, взгляда, в точку где-то посреди небес. Но первое ощущение «реалистической реальности» обманчиво; она тоже подана как миф, только в другом, менее пафосном, техническом скорее смысле: от далекой цивилизации нам осталось несколько разрозненных текстов, с разными персонажами, в разных жанрах, разной степени достоверности. Дьячков штоссами, вспоминая Лермонтова, называет незавершенные истории. Для усугубления впечатления чужого космоса местами нарочито усложняет стиль. Прихотливая конструкция, по-настоящему странная книга.

  • Некрасова Евгения. Сестромам. О тех, кто будет маяться. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019.

Евгения Некрасова – писатель и сценарист. Ее книгу рассказов «Сестромам» населяют люди, животные и мифические существа. Четыре кольца охраняют Москву, да не всегда спасают; старуха превращается в молодую женщину, да не ненадолго. В повседневность здесь неизменно вмешивается сказ, а заговоры и прибаутки легко соседствуют с лондонскими диалектами.

Евгения Некрасова загораживается колдовскими узорами из слов и фантазий от безумия этого мира, от неуюта тесных квартир, от покинутых детей и стариков, от измученных пассажиров электричек. Стоять с ней вместе в ее домике жутковато, хотя все-таки весело, но это веселье несущегося на санках с ледяной русской горы.

  • Терлецкий Виталий. Собакистан. СПБ: Терлецки Комикс, 2019.

«Собакистан» – продукт совместного творчества издателя и художника Виталия Терлецкого и художницы Кати. Прекрасно нарисованная остросюжетная история на 160 страниц разгоняется от мокьюментари (жанр, заимствованный из киноиндустрии – ему присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация) к политическому детективу, но не теряет задумчивой созерцательности. В центре событий – смерть вождя и учителя товарища Дружка Трезоровича Шарическу, председателя Верховной стаи министров лапудающей дружекратической республики Собакистан (32 хвостобря 2068 года), и панорама социальных типов собакистанского общества. Школьники, дипломаты, рабочие, журналист-хамелеон и железная маска действуют на впечатляющем фоне собачьей архитектуры и монументальной скульптуры города Дружный.

  • Франко Микита. Дни нашей жизни. М.: Popcorn Books, 2020.

«Дни нашей жизни» – история о взрослении: о переломных моментах, о колеблющихся убеждениях, о тихой борьбе с обществом и громкой внутренней борьбе с собой. В детстве главного героя книги – маленького Мики – было все, как у обычных детей: любимые герои, каши по утрам, дни рождения, скучные линейки в школе и сочинения на заданные темы. В юности взрослеющего Мики было все, как у обычных подростков: первая драка, первое разочарование, первая любовь и первая нелюбовь. Но у Мики была одна тайна: его семья, которую никому нельзя показывать.

Финальные дебаты жюри и экспертов, на которых будет выбран главный победитель, состоятся в Москве в начале 2021 года. Большинство книг из шорт-листа вы найдете на сайте ЛитРес и в других электронных библиотеках (например, я с огромным удовольствием прочитала ознакомительный фрагмент книги Рагима Джафарова «Сато»). Сможете ли вы предугадать, кто станет победителем 2020 года?

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области