Книжная выставка «Увлекательно и трезво о хмельном»

Увлекательно и трезво о хмельном

Выставка «Увлекательно и трезво о хмельном» рассказывает о культуре пития и застолья в традициях разных народов. Вино как пищевой продукт имеет столь же давнюю историю, как и злаковые культуры. Наряду с молочными продуктами оно стоит у колыбели человеческой цивилизации. Древние говорили, что молоко — вино младенцев, вино — молоко старцев. Умеренное потребление алкоголя повышает уровень липопротеинов высокой плотности (жиров, предотвращающих развитие атеросклероза). Вред же больших доз алкоголя очевиден. Еще Авиценна писал, что немного вина — лекарство, много — смертельный яд. Вся проблема лишь в том, чтобы не переступать грань между разумным и чрезмерным потреблением спиртного, помня знаменитый рубай О. Хайяма:

Запрет вина — закон, считающийся с тем,
Кем пьется и когда, и много ли и с кем,
Когда ж соблюдены все эти оговорки
Пить признак мудрости, а не порок совсем.

К алкоголю в нашей стране особое, трепетное отношение. Квасы, меды, наливки и медовухи — все эти слабоалкогольные напитки занимали прочное место в русском застолье задолго до появления заморских вин и водок. На стол ставили «пойлицу», из которой напитки черпались «пойками» — прообразом современных рюмок. Перед каждым из сидящих ставилась «куска» — тарелка с разными закусками. Празднества и застолья всегда были долгими. «Пойлица», чтобы не обидеть хозяев, всегда пилась до дна. Умение сказать тост высоко ценилось. Даже существовал специальный человек — «сказник». Он садился по правую руку от главы стола и в изящной форме озвучивал его мысли. Особо важный тост пился до дна. Под него полагалось ставить «донницы» — глубокие стаканы похожие на узкую вазу. Существовало несколько обязательных тостов: «ЗА ВЕРУ РУССКУЮ!» — полагалось помолчать и выпить стоя. «ЗА РУСЬ-МАТУШКУ!» — стоя с перечислением военных побед. «ЗА ЮРКУ!» — этот тост был посвящен женщине (слово «юрка» имело самое широкое значение от красоты и сексуальности, до домовитости и кротости).

Можно только преклониться перед мудростью кавказской культуры пития, тонкость которой не позволяет превратить застолье в попойку и исключает тяжкое завтрашнее похмелье. Веселящие и опасные напитки представлены на Кавказе удивительно щедро. Древние нарты из винограда готовили богатырский напиток нарт-сано. Собираясь на свои пиры, они говорили такие страстные тосты, что вино вскипало в их кубках. Искрящийся кумыс, простоватая буза, хмельной чихирь — всё рождено Кавказом. А на высотах виноделия — коньяки Армении и Дагестана и бесконечная музыка: цинандали, гурджаани, ркацетели, напареули, цоликаури, оджалеши, твиши, киндзмараули, хванчкара, тибаани — нет предела. Но главное: на Кавказе рождена культура вина как форма общения людей, сплетенная с речью, тостами, песней, танцем. Известное во всем мире слово «тамада» переводится только с языков Кавказа. За осетинским столом слева от тамады сидит его самый надежный друг, поскольку сердце у тамады слева.

Существует старая медицинская пословица: «Все яд и все лекарство и только дозы различают их». История России знает примеры, когда правительство принимало резкие меры по запрету алкоголя, и чем это заканчивалось известно всем. Наша выставка предлагает читателю освоить культуру употребления спиртных напитков, чтобы они не стали для него ядом.

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ

Свердловская областная межнациональная библиотека

г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28

Copyright © 2014. All Rights Reserved.