Выставка «Академия батика»

Нынешним последовательницам Арахны и Афины доступны неожиданные и глубокие образы. 11 октября в Свердловской областной межнациональной библиотеке открылся новый «шёлковый» вернисаж — «Академия батика».

В ней принимают участие известные екатеринбургские художники, которые преподают в Уральской Архитектурно-художественной академии, и те мастерицы, что начали осваивать батик сравнительно недавно.

«Академия батика» звучит, может быть, несколько возвышенно, но оправданно. И именами участников, и мастер-классами. А принимают в «академию» — то есть на выставку — любого желающего бесплатно. Эта техника в Екатеринбурге с течением времени становится всё более популярной. Батиком занимаются модельеры и рекламщики, дизайнеры и педагоги. Родившемуся в Индии батику перевалило за три тысячи лет, и в то же время сейчас это — одна из самых авангардных техник, легко вписывающаяся в любую арт-хаусную концепцию: выставки ли, интерьера или костюма...

В последние годы мы наблюдаем настоящий бум батика, что со всей очевидностью предстаёт и на данной выставке.

— В Екатеринбурге действительно сложилась уникальная «батиковая ситуация», — рассказывает Вера Грекова, одна из первых художниц, начавшая заниматься этой техникой в нашем городе, да и вообще на Урале. — В других городах России такой повышенный интерес редко наблюдается. Если учесть, что батик отнюдь не является для Урала чем-то вроде традиционного промысла, в отличие, например, от росписи подносов или резьбы по камню, — это достойно удивления. А когда лет 40 назад эта техника впервые пришла на Урал, то приживалась она с трудом. Не было ни специальных красок, ни реактивов, ни оборудования. Тем не менее, шаг за шагом, год за годом движение батика на Урале превратилось в некое триумфальное шествие.

— Сейчас батик носят все и практически круглый год. Не только кашне и парео. Батиком украшают джинсы и пальто. Но даже не это важно, — продолжает Вера Грекова. — Очень интересно наблюдать, как расширился спектр тем и образов, который охватывает не только традиционную тематику «шёлкового» жанра под условным названием «Цветы и птицы». Например, Елизавета Манерова сейчас экспериментирует с такими сложными образами изобразительного искусства, как «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, и делает это просто блистательно. У неё есть чему поучиться...

Выставка «Академия батика», в рамках которой представлены самые разные персоналии и жанры, как раз и создавалась с целью дать возможность новичкам прикоснуться к истокам и в то же время увидеть перспективы этой удивительной техники.

Так уж исстари повелось, что ткачихи и мастерицы росписи по ткани ассоциировались у других людей с богинями, прядущими нить судьбы, создающими ткань бытия. Да и вообще, «возиться с тряпочками» — дело женское, исконное. Это чувствуют современные бизнес-леди, впервые попавшие на какой-нибудь мастер-класс, где буквально «вдруг, откуда ни возьмись», из потаённых уголков их подсознания начинают всплывать какие-то полузабытые умения и образы. И мир сразу становится ярче и шелковистее, и фантастические цветы расцветают среди пыльной травы будней. Всё это вновь повторится, но как в первый раз, в «Академии батика».

Светлана Долганова

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ