logo4site 0

vk  fb fb  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Этноперекресток 2.0

«Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»

WmSKvMQzkXE

До конца каникул остался один месяц. Школьников и их родителей наверняка уже посещают мысли о том, каким будет новый учебный год (особенно в свете нынешней – не к ночи будь помянутой – пандемии). Весной этого года «родительские» чаты кипели от комментариев о том, как тяжел учительский труд, внезапно свалившийся на неподготовленных мам и пап.
Именно школьной темой навеян выбор сегодняшней книги для обсуждения. О работе учителя и современной школе идет речь в произведении «Непостоянные величины» молодого писателя из Казани Булата Ханова. Роман попал в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» и привлек внимание критиков, получив самые разнообразные отзывы.
jl7FnLOP2ssГлавный герой – студент-филолог из Москвы Роман Тихонов – переезжает в Казань и устраивается учителем-словесником в школу. Критик Михаил Визель не без иронии отмечает, что москвич чувствует себя при этом, вероятно, «графом де Ла Фер, надевающим мушкетерский плащ». Там он сталкивается со всеми теми трудностями, с которыми из года в год сражаются российские учителя: непослушные дети, скандальные родители, строгие и зачастую бессмысленные правила, огромное количество бумажной работы и маленькие зарплаты.
Молодой педагог, несомненно, идеалист: он хочет говорить с детьми о важном, а не «проходить темы», хочет ставить оценки по-честному, а не как это удобно начальству, хочет научить детей самостоятельно мыслить. Но его высокие устремления сталкиваются с вполне реальной жизнью, и идеалы приходится подкорректировать.
Блестяще анализирует роман книжный обозреватель Александр Гусев: «Беспристрастная фиксация “новой” жизни, исполненная суховатым, неброским стилем, разбавлена лирическими письмами к бывшей девушке (отношения с которой – суть интриги произведения) и остроумными литературными аллюзиями. Мертвые души на домашнем обучении, гадание по “Радуге земного тяготения” Пинчона, мрачноватый коллега Максим Максимыч, загадочная улица Достоевского, вставная новелла прозаика Азата, наводящего на мысли об авторском альтер эго, – так, обыгрывание классических текстов заметно оживляет рутинное повествование, скупое на неожиданности и яркие метаморфозы».
Какие величины в жизни учителя Тихонова остались постоянными, а какие стали переменными, предлагаю вам узнать непосредственно из книги, электронный вариант которой доступен для чтения на сайте Литрес. Школьникам рекомендовать не буду по причине возрастного ограничения «18+», а вот уже сдавшие ЕГЭ выпускники 11-ых классов могут самостоятельно проверить текст на соответствие реалиям современности, равно как и их педагоги (молодые и не очень).
Цитаты:
«Если бы надо мной занесли меч и дали последнее слово, я бы сказал, что не учил детей тому, во что не верю сам, и не предъявлял им требований, которые не предъявляю и себе».
«Детей не интересовали, по большому счету, ни свобода, ни справедливость, ни избавление от конформизма. Они твердо верили, что умнее и осведомленнее мамы и папы, а тем паче и бабушки с дедушкой, что прогрессивнее и практичнее их, что деление столбиком унижает при наличии калькулятора, а перепихон в машине или на кухне – верх раскрепощенности и предел удовольствия. Те, кто сильнее, без раскачки наводили свои порядки везде, где только можно, и кормились чужим восхищением. Самые наглые – и страхом вдобавок. Те, кто слабее, мучились от накопленных обид и искали отдушину в виртуальном пространстве, огнем и мечом очищая от злодеев вымышленные миры и добиваясь воображаемого признания».

mkrf2

mkso