Выставка Традиционной народной татарской куклы

vystavka kukolВ Свердловской областной межнациональной библиотеке вниманию всех пользователей  представлена выставка Традиционной народной татарской куклы, автор Ирина Евгеньевна Панасова.

Ирина Евгеньевна Панасова родилась 28 сентября 1955 года в Свердловске. С детства любила рисовать и шить. Увлечение это передалось от прадеда и деда, которые работали портными и шили всё: от сапог до шапок. Ирина Евгеньевна искала себя в разных занятиях: занималась резьбой, лепкой, плетением, а после рождения дочерей серьезно увлеклась лоскутным шитьем. «Постепенно я поняла, что лоскут – это моё», – вспоминает Ирина Евгеньевна, – темы для работ выбираю не я. Это темы выбирают меня. Работа получается только тогда, когда она «созрела». Сейчас Ирина Евгеньевна занимается, в основном, изготовлением традиционной народной куклы: участвует в ярмарках, выставках и преподает.

Чтобы заинтересовать мам и бабушек в создании традиционной игрушки, Ирина Евгеньевна регулярно проводит мастер-классы, на которых рассказывает о традициях нашей страны, об истории тряпичной куклы разных народов, бытовавших в России, и показывает, как можно сделать её своими руками. А для того, чтобы серьезнее углубиться в процесс создания традиционной куклы и игрушки, в Музейном центре «Гамаюн» проводится специализированный годичный курс.

Витринная экспозиция татарской куклы знакомит зрителей с обычаями и традициями этого народа. Татар (самоназв.) – основное население Татарстана. Делится на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские.

В результате многолетних археологических раскопок было установлено, что территория, на которой расположена Татария, была заселена с древнейших времен. В связи с известными историческими событиями, начиная с XVI века, этническая история татар стала тесно связана с историей России.

Татары – единственный народ в среднем Поволжье, которые до вхождения в состав России имел свою государственность и уклад жизни. Но имелись и расхождения традиций этого народа, в зависимости от территориальной принадлежности. Кукла была одним из постоянных предметов детских игр у татарского населения. К примеру, во многих семьях чатских (сибирских) татар издавна держали кукол, считавшихся духами-помощниками, хранителями семейного благополучия. Делались такие куклы из разных материалов – дерева, глины, соломы, кожи, но главным образом, из тканей. Лица им рисовали или вырезали на дереве, затем одевали в специально сшитые длинные рубахи. Женские фигуры подвязывали платочками и поясами. Некоторые ставили кукол по несколько штук в доме на окно, другие – в углу на полке, в корзинах, ящиках или специальных маленьких домиках в подполье, а чаще на чердаке.

За куклами ухаживали, кормили и поили, приносили подарки. Обычно уходом за куклами занималась женщина-хозяйка дома.

Традиционные куклы татар (курчак) изучались этнографами и искусствоведами, аутентичные куклы хранятся в собраниях Художественно-педагогического музея игрушки (Сергиев Посад), Российского этнографического музея (СПб) и др.

Настоящая выставка представляет реплики на татарские народные куклы из музейных собраний России, наглядно знакомит с особенностями народного татарского женского и мужского костюма: разнообразием головных уборов (калфаки, платки, чулпы), нагрудных украшений и других элементов одежды. Также большой интерес вызывает традиционная композиция куклы, сидящей на деревянном окне, мягкие шерстяные игрушки-шарики, сделанные из шерсти коровы или овцы.

Выставка будет действовать в течение марта  2016 года.

Вход бесплатный! Приглашаем всех желающих!

      
Министерство культуры РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
Портал госуслуг РФ